как не надо учить язык

Сейчас такого нет — возможно, благодаря пониманию и принятию русским человеком культуры изучения иностранного языка, но вот когда я только начинала преподавать английский язык, в начале 2000-х, то и дело находили меня очень странные персонажи, настаивающие, что учить я их должна по придуманным им методам и правилам. Находили они меня по объявлению в газете, которое я давала примерно раз в месяц. Газета, кажется, называлась из Рук в Руки, нужно было приехать к ним в отделение (находилось в каждом районе), написать шариковой ручкой объявление на бланке, заплатить, ждать свежий выпуск и звонки интересующихся.

Учеников с, так скажем, любопытным видением освоения языка было много. Один парень, например, хотел учить язык без глаголов. — Если произнесёте хоть один английский глагол, я вас брошу, — заявил он на первом уроке.Возможно, его в школе замучили неправильными или вспомогательными глаголами, и он решил отменить все глаголы разом.

— Ну и как вы будете говорить без глаголов? — Я пыталась уговорить ученика. — Как, например, без глагола сказать — я ем рыбу?

Парень вращал глазами, делал движение рукой — будто отправлял в рот кусок, жевал, глотал, кричал:- I fish!

Другая ученица просила учить ее только тому, о чем можно поговорить с мужчиной. С мужчиной, по ее мнению, можно было поговорить только о ресторанах, магазинах одежды и отеле на побережье. Все другие темы пресекались на корню.

— Мне это в жизни точно не понадобится, — категорично заявляла она.

Или — была женщина, вдова араба из Саудовской Аравии. По российским законам она была как бы неофициальная вдова, потому что зарегистрированного брака у них не было. У араба на родине была другая жена и дети, которые московскую жену тоже официальной не считали и знать не хотели. Араб с ней жил, когда приезжал в Москву по делам. Приезжал регулярно, сказал московской жене, что у нее все права настоящей жены. Потом он умер в Мекке во время молитвы, и московская жена была уверена, что если она приедет в Эр-Рияд, там у местного нотариуса точно записано, что ей полагается доля наследства. Английский она учила для встречи с нотариусом. Условие у нее было — никакого английского алфавита. Записывали все русскими буквами. Пять толстых тетрадей исписали, женщина научилась что-то говорить, но учиться читать и писать отказывалась. Обещала, что когда получит наследство, купит мне золотые сережки. Визу ей, кажется, не дали. Помню, что плакала она сильно.

как уйти с плато

Меня часто спрашивают

На самом деле нет, не часто, но надо как-то начать пост) В общем, иногда спрашивают, почему, когда достигаешь неплохого уровня при изучении английского языка, потом на нем застреваешь, и очень сложно уйти с плато и двигаться дальше. Это, как правило, взрослых учеников интересует, дети о плато не думают.

Так вот, чтобы снова был прогресс, надо сделать две вещи.

Первое. Если у вас очень долго один и тот же преподаватель, вы используете одну и ту же образовательную платформу или учебные материалы, надо что-то поменять. К старому мозг привык, и получается такая ленивая жвачка. Даже если новый преподаватель будет не такой хороший и не такой комфортный, у него свои методы, он предложит другие учебники и сайты. Вы по-любому узнаете и выучите новое, плюс в процессе знакомства и привыкания будете более активно использовать те знания, которые уже есть. Скачок гарантированно будет.

Второе. Надо поставить цель. Сдать международный языковой экзамен, например. Когда вы просто учите для себя, то и получается, что учу, когда хочу, когда есть время и настроение. Тут можно долго на одном месте крутиться. А если твердо решили, что через полгода экзамен, и, еще лучше, он заранее оплачен, тогда деваться некуда. Надо выучить определенное количество слов, научиться писать эссе, посмотреть в ютюбе, как сдают экзамен другие люди. Кстати, необязательно сдавать экзамен на знание языка. Можно записаться на курс по специальности на английском языке. Чтобы сдать тесты и получить сертификат, придется попотеть, в процессе еще и английский прокачается.

Фредерик Бартлетт и механизмы памяти

Фредерика Бартлетта (известный британский психолог, 1886 — 1969) интересовали механизмы памяти, он провел много экспериментов, тестируя способность людей запоминать и воспроизводить данные. Пришел к выводу, что информация, формируемая воспоминаниями, во многом отличается от исходно сообщаемой. На запоминание влияют культура, в которой воспитывался человек, социальные условия, быт, собственный опыт, знания и ожидания. Воспоминание — творческая реконструкция того, что было. Если два человека с разным бэкграундом наблюдают одну и ту же сцену, впоследствии они перескажут события по-разному, каждый сделает акцент на деталях, более понятных ему.

Один из самых известных экспериментов Бартлетта — чтение и пересказ испытуемыми индейской сказки “Война призраков”. Записываемые воспоминания всегда были короче исходного материала. Чем больше времени проходило после чтения, тем менее точными становились воспоминания участников. Они забывали информацию, пересказ носил оценочный характер. Если какие-то элементы сказки были непонятны слушателю, он их опускал или переделывал на понятный ему лад. Пересказ каждого участника зеркалил его собственную культуру — например, испытуемый называл каноэ лодкой.

Эксперименты Бартлетта помогают понять, почему индивидуальные уроки часто дают более высокие результаты, чем групповые. Когда учитель один на один с учеником, он подстраивается под его возраст, культуру, знания и цели. Объясняет так, как понятнее этому конкретному ребенку или взрослому. На групповых занятиях информация подается более обобщенно, без деталей и триггеров, способных запустить механизм более точного запоминания.

обнуление

Вспомнила историю.
Давно было, во времена ЖЖ. Я там познакомилась с женщиной. Вернее, это она со мной познакомилась, часто комментировала, а потом пригласила на чашечку кофе или стопочку водки.
В общем, мы иногда выпивали в общепите или у нее дома, не вдвоем, а всегда ещё с людьми из ЖЖ.
Женщину мы называли по имени-отчеству, Верой Петровной, потому что она была старше всех нас, и потому что при первом знакомстве всегда так представлялась.

Вера Петровна приехала в Москву из далёкого города. Приехала обнуляться. Она никогда не рассказывала, но намекала, что там, на родине, случилось что-то страшное, что-то почти непереживаемое, и ей ничего не оставалось, как бросить все и бежать в большой город, начать жизнь с чистого листа, постараться забыть, затоптать прошлое.

Вера Петровна была переводчиком. Переводила техническую литературу с английского и немецкого. Тогда уже это была удаленка (удаленка была, а слова такого не было). Вера Петровна ездила в контору раз в неделю. Работала дома, в плотно зашторенной комнате, курила перед мерцающим экраном. Тогда ещё можно было курить дома, и соседок Веры Петровны (она снимала одну из трёх комнат в квартире на Бабушкинской) совершенно это не раздражало. Одна из соседок, сорокалетняя коммунистка, украсила свою комнату гипсовым Лениным и бархатным красным знаменем. Она работала фельдшером на скорой и никогда не брала у пациентов деньгами, только продуктами. Когда мы пили, она приходила с коробкой конфет или пакетом яблок, или зефиром, или домашней бужениной. Садилась скраю, быстро напивалась и ругала капиталистов.
Вторая соседка, тихоня, никогда не пила. Вернувшись вечером с работы, проскальзывала к себе и сидела тихо, как мышка. Вера Петровна говорила, что она не пользуется общими санузлом и кухней, и непонятно, где и как она питается, писает и моется.

Однажды мы с подружкой приехали к Вере Петровне выпить, договаривались заранее, но дома ее не оказалось. На наши настойчивые звонки в дверь долго никто не отвечал, потом открыла сонная после ночной смены фельдшер.

– Нету Веры, – сказала она, – съехала. Завтра новая соседка въедет.


И нигде больше Веры Петровны не было — ЖЖ заморожен, телефон заблокирован. Забыли мы ее скоро.

А потом, когда уже много лет прошло, написала мне в вотсап женщина, попросила позаниматься с ней английским.
В Зуме я увидела Веру Петровну, с красивой прической и интересными интерьерами. Оказалось, что имя у нее другое, и теперь живёт она в Америке, а до того жила в Питере, был у нее богатый муж, три дочери, и однажды она решила уехать от них, начитаться книг, пожить чужой жизнью и вернуться полностью обнуленной и счастливой. Поехала почему-то не на Гоа и не в Непал, а просто в Москву, и так отдохнула, как никогда в жизни не отдыхала. Никаким переводчиком она не работала, языков не знала, просто сидела и читала с монитора, ждала, когда к ней вечером гости придут.

медалист

Попросили позаниматься с одиннадцатиклассником. Отличник, должна быть медаль. Школа московская, не частная. Парень ко всем экзаменам по ЕГЭ готовился сам, от дополнительных уроков и курсов отказывался, но в самый последний момент попросил репетитора по английскому, чтобы уточнить несколько вопросов.

Если бы я работала учителем в школе, я бы тоже ставила всем пятерки по доброте душевной. Но по факту — парень не знает ничего. Вот вообще ничего. Не знает, когда употребить have, когда has. Не знает формы глагола to be.  Не знает, чем Present Simple от Present Continuous отличается. Текст уровня elementary перевести не может. Я в первый раз встречаю такого неподготовленного к запланированному ЕГЭ по английскому языку одиннадцатиклассника.

Возможно, по другим предметам у него действительно хорошие знания, а на английский в школе закрывали глаза. С другой стороны, успевающий по большинству предметов одиннадцатиклассник всё-таки способен проанализировать ситуацию и понять, где у него пробелы, и где он отстаёт совершенно.

Сказала маме его, что сдаст только с помощью чуда. Она мне не поверила, ну и правильно — чудеса иногда случаются.

главный минус онлайн-уроков

Сложности с орфографией — вот главный минус онлайн-уроков английского языка.
Проблемы из-за этого, главным образом, у школьников — им осознанности не хватает делать все честно. Мне не видно, что они по ту сторону экрана пишут, и пишут ли вообще. Если печатают, используют приложения, исправляющие орфографические ошибки. Заставляю писать от руки, фотографировать и присылать мне. Тут тоже мухлюют. А потом бац — ОГЭ. Ой, а я не знал, что это слово так пишется.

Тем не менее, пока что только онлайн работаю.

в 5 лет во второй класс

Звонила женщина, предлагала заниматься английским с ее четырехлетним сыном. Ребенок вундеркинд, говорит. Цель — поступить в пять лет во второй класс языковой гимназии.

Я, во-первых, с такими маленькими не занимаюсь. Во-вторых, если бы и занималась, не стала связываться. У меня Гоше тоже четыре года. Не представляю, как можно планировать запихнуть его через год к восьмилеткам.

За почти два десятка лет преподавательской деятельности у меня было трое учеников-вундеркиндов. Ну или не вундеркиндов (не знаю, какие точно должны быть критерии), но очень талантливых, выдающихся ребят. Талантливы они были не только в языках. Это была врожденная способность быстро и легко учиться всему. Знания у этих детей были блестящие, но эмоционально они были почему-то ранимее сверстников. К умению учиться прилагалась еще сверхчувствительность. Они с большим трудом выстраивали отношения со сверстниками, больше переживали и рефлексировали. И потом, после школы, во взрослом мире очень тяжело у них все строилось.

вопросы

Все годы преподавания наблюдаю феномен — людям сложно задавать вопросы. Всем сложно, и взрослым, и детям. Раньше я думала, что это связано с грамматикой английского языка. В отличие от русского, в котором для вопроса достаточно слегка изменить интонацию, в английском в вопросительном предложении надо поменять местами слова или добавить так называемые вспомогательные глаголы. Потом поняла, что даже если у ученика перед глазами шаблон, и он уже триста раз переделал по нему утвердительное предложение в вопрос, стоит сказать ему спросить меня о чем-то, использую Past Simple или Present Perfect, у него начнется ступор.

Мне кажется, это просто. Ну всегда можно спросить, во сколько проснулся. Что ел на завтрак. Что купил на этой неделе. Куда поедешь в воскресенье. Нет, не могут из себя выдавить, не получается. Хотя сами на подобные вопросы отвечают бойко, детально.

У меня часто бывают ученики-психологи. Я каждый раз радуюсь, думаю — ну, тут проблем с вопросами не будет. Психологи умеют спрашивать. Ага. Как только дело до построения вопросов доходит — молчат и краснеют. Вы что, говорят, нам ничего в голову не приходит.

мессия

Ученик-старшеклассник очень недоволен тем, что перевели с дистанционки обратно в школу. Мрачен, жалуется:
— Не знаем с ребятами, что делать.
— А вы сдавайте каждую неделю тесты,- говорю я. — Скоро кто-нибудь носителем окажется.
— О!- вздыхает ученик. — Это будет не носитель, а Мессия.

все не так

Двенадцать лет назад у меня были ученики — братья-погодки. Старший учился в одиннадцатом классе, а младший в десятом. Старший был так красив, что страшно становилось. Правда страшно. Смотришь на него и думаешь, человек это или инопланетянин. Таких красивых в реальной жизни не бывает. Я думала, что красота его до добра не доведёт. Не сможет учиться. Не сможет работать. Заманят его злые люди в свои сети, молодостью полакомятся, все соки выпьют и выбросят бесчувственное тело. В подтверждении моих мыслей старший брат присутствовал на уроках примерно два раза из десяти (я приходила к ним домой, заниматься они должны были одновременно). Конечно же, старший прогуливал школу, подрабатывал где-то моделью, тусит по клубам, пил и употреблял. Однажды пропал на несколько дней, родители искали его с милицией, нашли в постели обдолбанной сорокалетней женщины.

У младшего брата была обыкновенная внешность. Он учился на одни пятерки и делал все, что я задавала. Четыре раза в неделю ходил в спортзал. Увлекался велосипедом и горными лыжами. Хотел стать врачом.

Старший после одиннадцатого класса не поступил никуда. На следующий год я уже с братьями не занималась — старший жил у друзей, младший готовился в мед, и у него были другие репетиторы.

И вот на днях я узнаю. Младший поступил в мед, но на втором курсе заторчал, и его отчислили. Родители его до сих пор лечат. А старший через год после отчисления младшего поступил в мед, закончил его и ни разу не попросил денег у родителей. Зарабатывал в модельном бизнесе. Теперь уже работает в частной клинике, женат, есть дочь.Иногда все получается совершенно не так, как предполагаешь.

русский вместо английского


Иногда урок английского надо потратить на русский язык. Спрашивать человека на русском и позволить ему говорить на русском — о том, что ему интересно, и чем он живёт. Потому что иначе никак не выстроить доверие. А без доверия он не готов открыться новому, и тогда сколько ни объясняй, положительного результата от занятий не будет.

то же самое

Повторение — единственная гарантия надёжности запоминания. Если на каждом уроке проходить новое и никогда не возвращаться к пройденному материалу, в голове не останется ровным счётом ничего. Я придерживаюсь правила, что даже самого слабого ученика можно научить строить простые английские фразы, если с ним постоянно возвращаться к пройденному, буквально мусолить одно и то же. Прошли что-то более сложное и возвращаемся назад, к знакомому. Это долго, порой муторно, но действенно.

Мне тут одна женщина устроила скандал. Она русскоязычная, живёт в США. Год назад приехал к ней в гости мужчина из России. Потом пандемия, он так и остался. Сейчас она ему условие поставила — быстренько учишь язык и находишь работу, иначе выгоню. А быстренько выучить язык не у всех получается. Для уехавших это работает, скорее, наоборот. Вначале малооплачиваемая работа, привыкание к языку, тут-там чего-то нахватался, начал потихоньку говорить. Потом уже можно систематизировать знания, учить правила, чтобы звучало всё более-менее прилично.

Порекомендовали этой женщине меня. Начали с её другом заниматься практически с нуля. Алфавит заново проходили. Топтались на элементарном. Спустя десять занятий подруга рассвирепела. Подвинула ученика в окошечке зума и закричала:

— Я за что плачу? За I live in Boston плачу? Нет, я за новое плачу! Я хочу у него в тетради видеть, за что плачу. Чтоб сегодня наречия все прошли. Завтра модальные все глаголы. Послезавтра совершённое время. Это ваши проблемы, что он не понимает. Вы сделайте так, чтобы понял, а не повторял, как попугай, одно и то же.

В общем, почти разругались и решили разойтись.

duolingo english test

В связи с пандемией все больше учебных заведений в мире допускают до учебы после сдачи Duolingo English Test вместо громоздких, сложных, нудных IELTS и TOEFL. 

Обратите внимание — это шанс. Duolingo English Test можно сдать дома, со свего компьютера (и считить, если нужно). Длится он всего час, стоит 49 долларов. Тест адаптивный: если правильно отвечаете на вопрос, следующий будет сложнее. Если неправильно, следующий вопрос более легкий. В целом — задания гораздо проще, чем в IELTS и TOEFL.

рок

Десять лет назад был у меня ученик Максим — не работал, восстанавливался после травмы. Хотел уехать из России, начать жизнь заново. Насчет страны не определился, поэтому учил сразу несколько иностранных языков. Говорил, что языковые упражнения помогают переключиться от мыслей о прошлом. Сейчас Максим живет в Мексике, до этого жил в Аргентине, с женой познакомился там же, она тоже русская, из маленького сибирского городка. Двое детей у них. Мы на днях списались — Максим разрешил рассказать свою историю.
Максим был третьим ребенком в семье советской элиты. Оба деда, партийные чины, приезжали в гости на черных чайках с личными водителями. Отец бывал в загранкомандировках, привозил детям джинсы и жвачку. Лето проводили в ведомственных санаториях. Рыбалка, катамараны, вечером кино и шарики сливочного мороженого, посыпанные шоколадной крошкой. Мама числилась где-то научным сотрудником, но по факту почти не работала.
Счастье закончилось, когда Максиму было восемь лет. Родилась младшая сестра. Ее не планировали, родителям было за сорок, мама поздно поняла, что беременна. Роды были преждевременные и стремительные, девочка родилась с ДЦП. Назвали ее Мариной. Когда была совсем маленькой, казалось нормальной, а потом, в два года, в три — лежала, не двигаясь, голова всегда повернута в одну сторону, по подбородку стекали слюни. Мама уже не занималась, не интересовалась другими детьми. Старшая дочь поступила в институт — Максим помнит, как все ее поздравляли, приехали родственники, открыли бутылку шампанского, а мама сидела рядом с маленькой кроваткой, раскачивалась из стороны в сторону, смотрела на происходящее безучастным взглядом.
Марина умерла в четыре года. Мама после похорон каталась по полу и выла, ее забрали в больницу, через полгода она вернулась тихая и молчаливая, повесилась в спальне. Следующим был 91-й год, сложный, деды, слава богу, остались при своем, при квартирах, дачах и хороших пенсиях, отец потерял работу, занялся бизнесом, что-то там закупал оптом, продавал, нанял двух братков для охраны и умер от инфаркта. Максим жил у деда, сестры жили в родительской квартире — одна уже заканчивала институт и вечерами работала, вторая поступила на вечерний, работала днем. Максиму казалось, школа и зима вечные, тоска, туман, голые деревья, морок.
Потом, вроде как, все наладилось. Максим тоже учился в институте и работал ночами. Когда сдал госы, средней сестре диагностировали рак. Сгорела за полгода. Максим понял, что за ними идет охота. Злой рок или еще какие силы хотят уничтожить весь род. Остались две мишени — он и старшая сестра. Сестра эта удачно вышла замуж за очень богатого человека, который устроил Максима к себе. Максим получал огромные деньги и тратил их легко на короткие поездки в Европу и Турцию, на ночные клубы, дизайнерскую одежду, женщин, выпивку и кокаин. Мужу сестры ставили бесплодие, но они упорно пытались зачать. Мотались то в Америку, то в Израиль, то в одну клинику, то в другую. Максим знал, что бесполезно — у их рода не будет продолжения.
Сестра разбилась на машине. Спешила по скользкой дороге в аэропорт, собирались к очередному светиле медицины. Ну вот и все, сказал себе Максим, теперь твоя очередь. Два года пил, ждал. Потом одним вечером разогнался на машине, вцепился в руль, не повернул, влетел в столб.
Туннеля не было. Были огни, потолок, голоса. Когда в больнице к Максиму вернулось сознание, он понял, что пронесло. Его оставили жить.

черно-белый телевизор

Ученик, 13 лет. Читаем с ним текст. Там про то, что раньше у людей были черно-белые телевизоры.
— Сейчас тоже так, — говорит ученик. — Чёрная и белая техника стильно смотрится. Ещё серая. Я ни у кого красного телевизора или синего не видел.

А у меня когда-то был зелёный дисковый телефон. А потом фиолетовый.

топ-5 сложных учебников

Составила Топ-5 учебников по английскому из серии «охренеть и задолбаться».
На самом деле учебники хорошие, полезные, но очень сложные, подходят для подготовки к уровням C1 и C2. Ученики от этих учебников на стену лезут.

Пятое место у English Vocabulary in Use, Advanced. Авторы Michael McCarthey и Felicity O’Dell. Учебник для тех, кто хочет расширить словарный запас. Разбит на юниты, каждый юнит посвящён определённой лексической теме.

Четвёртое место и третье места — Cambridge English Proficiency 1 и 2. Это два сборника тестов для подготовки к самому сложному экзамену, уровень C2.

Второе место тоже у учебника для подготовки к C2. Это CPE Practice Tests, составитель Mark Harrison. Тут задания поинтереснее, чем в двух предыдущих сборниках.

Первое место у Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Proficiency, авторы Richard Side и Guy Wellman. Есть такие задания по грамматике, фразовые глаголы и collocations, что реально крыша может поехать от напряжения. Пользуйте этот учебник небольшими порциями, сразу много не надо)

уровень подготовки к егэ

Сегодня ученики писали ЕГЭ по английскому.
Че-то я с каждым годом все больше уверена в том, что хорошо сдадут. В этом году вообще думала, что если ничего внешнее не помешает, сделают все на автомате.
То ли общий уровень знания английского повысился. То ли в школах у учителей уровень выше. То ли детей с начальной школы готовят к формату ЕГЭ, и в выпускном классе он не вызывает у них трудностей. То ли я научилась так профессионально к ЕГЭ готовить. Хотя это определённо не только моя заслуга. Когда просят подготовить к ЕГЭ, у ребёнка, как правило, уже языковая база хорошая.

наретритилась

У меня есть ученица, которая раньше все время ездила на ретриты в Индию и Подмосковье. На ретритах нельзя было общаться с другими участниками. Вообще говорить нельзя было. Говорил только гуру (или ведущий, как там они называются). Молчание, духовные практики, никаких девайсов, никакого винишка, девайсы перед началом ретрита надо сдать. Вегетарианская еда раз или два в день. Самопознание. В начале карантина ученица радовалась, что это еще одна возможность ограничить контакты с людьми, погрузиться в долгую медитацию, нащупать путь к себе. Английский ученица отменила, чтобы не мешал. Вчера написала, что хочет продолжить занятия. Спросила, как у меня дела. Я у нее тоже спросила, как дела, и как карантинный ретрит. Она ответила, что после этого ретрита никаких больше ретритов, изоляций и духовных практик в ее жизни не будет. Надуховничалась так, что до конца жизни хватит.

с закрытыми глазами

Моя ученица сдала сессию в МГУ. По зуму сдавала, и почти на всех экзаменах преподаватели заставляли студентов закрывать глаза, когда отвечают. Чтобы не считывали с экрана ответ. Факультет гуманитарный.

Интересный лайфхак. Я сама до такого не додумалась. У меня теперь тоже все ученики с закрытыми глазами отвечать будут.

нащупал

Был у меня ученик Фёдор — успешный в бизнесе, семейный, жена и трое детей, спортивный, красивый. Учил английский, французский и китайский одновременно. Фёдору казалось, что все у него не так. Что другое предназначение у него.
— Вроде, хорошо живу, — рассказывал Фёдор, — но не то всё, не то. А что то, нащупать никак не могу.

Сегодня я узнала, что два года назад Фёдор пошёл на психотерапию, спустя год продал бизнес и часть недвижимости, треть суммы отдал жене, треть психотерапевту, а треть оставил себе на жизнь. Уехал отсюда навсегда. Вначале жил в Кабуле, потом перебрался в Пакистан. Уверен, что нащупал своё.

учебник starlight

В наших школах всегда стрёмные учебники английского. Всегда. И когда я училась (тогда вообще был писец), и сейчас.
Учебник Starlight для седьмого класса. Во-первых, как мне кажется, семиклассники могут обойтись без Past Perfect Continuous. Во-вторых. Если составители решили, что это время просто необходимо детям, то какого хрена объяснить его в начале учебника, сразу после Past Simple, и только через дцать уроков рассказать о существовании Present Perfect.

anxiety

Ещё совсем недавно самой ходовой темой на уроках английского со взрослыми были путешествия и все, что может в течение поездки пригодиться. И как резко сменился акцент. Теперь на первом месте anxiety, тревожность.

вебкам

Позвонил коллега, тоже английский преподаёт. Возьми, говорит, Кристину в ученицы, у меня окон нет.

Три года назад Кристина попросила коллегу дать ей 14 уроков, чтобы освоить самое простое для поездок. 14 уроков — это она сама так решила. Меньше — не хватит. Больше — нечего лишней информацией голову забивать.

Кристина приехала из Краснодарского края, делала карьеру в эскорте.

Во время карантина пришлось срочно перепрофилироваться на вебкам. Безопаснее, но сложнее, говорит Кристина. Нет прямого контакта глазами. Решила взять 8 уроков — поднять уровень разговорного и письменного английского. Письменный сейчас очень нужен.

Со мной заниматься Кристина не захотела. Оказывается, с женщинами она никаких дел не имеет. У неё всегда только мужчины — и клиенты, и парикмахер, и маникюрист, и массажист. Ищет мужчину-преподавателя.

очень злая

Короче. Никаких больше бесплатных пробных уроков.

Мужчина с очень красивым лицом на аватарке, отутюженным таким лицом, попросил первый урок сделать пробным и, следовательно, бесплатным. Я согласилась. Договорились на раннее утро, потому что у него, блин, работа. Я встала раньше обычного, ребенок из-за этого тоже проснулся раньше. За пять минут до урока пришло сообщение, что извините, не успеваю, очень-очень извините, когда у вас еще есть время, я подстроюсь. Я говорю, что есть одно только окно — в 17.00 Он говорит, что переносим тогда на 17.00 В 17.10 пишет — отменяем, я сейчас понял, что никак не успеваю.

Человек украл у меня два часа рабочего времени. Денег за это не подразумевается, потому что пробный же урок, я от нечего делать веселюсь и дарю свое время.

Мне всегда интересно, как такие безответственные чудилы работают.

как самостоятельно подготовится к международным экзаменам по английскому языку

Tips (советы), как самостоятельно подготовиться к международным экзаменам по английскому языку, типа IELTS, TOEFL, CPE, CAE, т.п. 

Предполагается, что у вас неплохой уровень, но вы осознаете, что с бухты барахты экзамен не потянете. Считаете также, что в состоянии подготовиться сами, без преподавателя.

Экзамены такого рода состоят, как правило, из 4 или 5 частей.

Аудирование. Вы слушаете монолог/диалог/отрывок текста, выполняете задание.

Устная часть. Отвечаете на вопросы экзаменатора или другого экзаменуемого, сами задаете вопросы, говорите на заданную тему, описываете картинку.

Чтение. Нужно прочитать текст и ответить на вопросы. И/или поставить части текста в правильный порядок. И/или вставить в текст пропущенные предложения, фразы.

Грамматика и словообразование. Нужно догадаться, какое слово пропущено, видоизменить предлагаемое слово, выбрать правильный грамматический, орфографический или стилистический вариант.

Письменная часть. Надо что-то написать — письмо, эссе, статью.

По статистике при сдаче экзамена меньше проблем возникает с аудированием, устной и письменной частями. Тут либо есть сложившийся навык, либо его нет. Понимаете речь на слух — поймете и на экзамене. Умеете поддержать диалог в жизни — поддержите на экзамене. Кто умеет писать, что-нибудь обязательно напишет.

Много фейлов с грамматикой/словообразованием. Задание может быть очень хитро составлено, вы уверены, что в пропуск надо вставить это слово, а составитель экзамена считает, что другое, он иначе язык чувствует, он нейтив, у него своя мелодия языка в голове.

И много фейлов с чтением. Им нельзя пренебрегать, при подготовке необходимо уделить внимание. Во-первых, текст может оказаться с неожиданной лексикой. Попадется то, что вы по-русски не понимаете. Ядерная физика, органическая химия, такое. Во-вторых, если вы текст полностью поняли, не факт, что правильно выполните задание. Вопросы, опять же, очень хитро составлены. Воспользуетесь при ответе общими знаниями, а не информацией из текста, и все, ответ неправильный, даже если он соответствует действительности.

Лучше, когда у вас на подготовку не менее полугода. 

Вначале надо сделать несколько экзаменационных тестов, от начала до конца. Чтобы ужаснуться, попугать себя и иметь полную картину того, с чем придется столкнуться.

Потом — я бы посоветовала посвятить месяц или два повторению грамматики и наращиванию словарного состава. Читайте статьи на совершенно разную тематику (неизвестно, какая лексика на экзамене пригодится), выписывайте незнакомые слова в тетрадь (так лучше запоминается), выписывайте куски текста. Перечитывайте, повторяйте.

Заниматься надо регулярно. Определить время заранее, часы не уменьшать, по мере необходимости увеличивать. Три часа в неделю — значит, обязательно, кровь из носа, три часа в неделю.

Мне кажется, разумнее заниматься не всеми блоками одновременно, а каждым по очереди. Месяц аудрование, месяц чтение, так далее. Последний месяц перед экзаменом все повторять и опять делать тесты целиком.

Теперь — что может помочь при подготовке к каждому блоку.

Аудирование. Кроме непосредственных экзаменационных заданий, прослушивание подкастов и аудиокниг. У кого сложности с пониманием на слух, смотрите фильмы, сериалы, короткие видеоролики на английском. Можно с английскими субтитрами. Три раза посмотрел ролик с субтитрами, потом его же  без субтитров. Очень помогает. 

Тестовые задания по аудированию лучше выполнять в течение прослушивания материала. Вы думаете, сейчас диалог дослушаю, а потом все сделаю. А потом забыли. Так что слушаем, одновременно смотрим на бумажку или монитор и ставим галочки.

Устная часть. Есть сложности с говорением — зубрите ответы на возможные вопросы наизусть. В интернете есть блоки вопросов на всевозможные темы. Прописывайте ответ, потом учите его наизусть. Вопросы оппоненту тоже зубрите. Если на устной части ожидается монолог, зубрите куски текста наизусть. Темы в устной части разнообразием не блещут. Родной город, окружающая среда, любимая еда, профессия, друзья, семья, хобби. Все заранее можно выучить.

Письменная часть. Свободной формы тут не существует. Для каждого сочинения своя структура. Эссе, например, состоит из определенного количества абзацев, не должно превышать определенное количество слов. Для человека пишущего это минус, особо не накреативишь. Для непишущего — огромный плюс. Структура ясна. В интернете можно найти подобные сочинения (основные темы — окружающая среда, компьютеризация, искусственный интеллект, путешествия, глобальный язык) и опять же учить наизусть, запоминая пунктуацию и орфографию. 

Чтение. Я уже говорила — подвох всегда в заданиях. Как можно больше экзаменационных заданий нужно проделать, чтобы потом уже нутром чувствовать, что к чему.

Грамматика/Словообразование. Опять же — как можно больше экзаменационных занятий. Зубрить фразовые глаголы. Зубрить идиомы. Зубрить collocations (устойчивые словосочетания). Collocations и фразовые глаголы кого угодно выведут из себя. Всегда нежданчик — что еще означает этот глагол с предлогом? Еще — рекомендую брать слово и прописывать все его однокоренные слова, вначале те, что в голову придут, потом те, что гугл советует. Например, believe, disbelieve, unbelievable, belief, believer и так далее. 

chijana

Иногда не пошлёшь сразу, и приятное знакомство завяжется.

Мне тут в личку опять пришло тело, но в трусах. Темнокожий парень из Мапуту. А я в Мапуту жила в подростковом возрасте. Спрашиваю у парня — ты слово chijana знаешь?

У меня основная почта — chijanа@джимейл Это у местных в Мапуту такое ругательное слово. Его восклицают, когда что-то бесит. Им обзываются друг на друга и на белых. На белых в особенности. Мне запомнилось, что переводится chijana как белая обезьяна. Например,подходит ко мне на улице попрошайка, протягивает ладошку. Я ему не подаю.
— Chijana! — в сердцах кричит он.
Белая обезьяна, логично, чо.

Я много раз гуглила, чтобы уточнить перевод слова chijana, но ответа не находила. Оно у меня постоянно в голове. Моё любимое слово.

В общем, фейсбучный парень из Мапуту объяснил, что изначально chijana — это не белая обезьяна, а африканец с нарушением пигментации. Альбинос или темнокожий человек с витилиго. Майкла Джексона можно назвать чиджаной. Слово часто используют как бранное, да.
Это язык Changana, один из 40 языков Мозамбика. Умирающий язык.

Парень (зовут Дино) извинился за фото в трусах. У него очень хороший английский, он его, собственно, преподаёт в школе. Ученикам от 9 до 13 лет.

показал ч

Написал в личку, что хочет учить английский. Спросил, сколько стоит час очно и час по скайпу. Ответила. Потом спросил, за какой срок успеем подготовиться к job interview. Ответила. Спросил, по каким материалам будем заниматься. Ответила. Спросил, будет ли домашнее задание. Ответила. А потом он прислал фоточку себя голого в зеркале. Потратила, блин, полчаса времени.

оплот психиатрии

Я завела профессиональный инстаграм @enggglish в 2016. Очень бесилась, потому что не мой это формат — фоточки, картиночки, тексты короткие. Несколько раз меняла стиль, всё было не то. Полтора года назад плюнула, решила ждать, пока не придёт идея. Изредка выкладывала статьи информационные.
Идея пришла, но нужно было время, чтобы все это в определённый стиль оформить. Теперь вовлеклась в процесс, начало нравиться. Профиль так же — для изучающих английский, но там психиатрическая тематика. Вокабуляр соответствующий, цитаты психиатров, цитаты известных людей о сумасшедших, нелепые, а потому легко запоминающиеся фразы. Ну и мои посты про изучение английского и учеников. Кто тут самый на голову здоровый? Жду вас в инстаграме))

герой россии

Моя ученица (учится в восьмом классе) просит помочь ей с эссе.
— Какое эссе? — уточняю я.
— Ну эссе нам задали. На английском. Надо написать про героя России. Выбрать героя. Я выбрала, только забыла имя. Известная персона, вы должны знать. Он как президент, но не президент. Типа как царь, но не царь. Очень много для России сделал. Простые люди, рабочие, считали его героем. Вспомнила, Ленин его зовут. Звали. Он умер уже.

обязательные огэ и егэ

ОГЭ по английскому становится обязательным с 2021 года, ЕГЭ по английскому будет обязательным с 2022
Готовиться к сдаче надо сильно заранее, начинать не за год даже, а за два-три. Не потому что я хочу родителей напугать и обогатиться, а потому что экзамены сложные, скопированные с серьёзных международных стандартов типа IELTS и TOEFL. Старшеклассник может неплохо говорить на английском, читать книги в оригинале, смотреть сериалы, а ЕГЭ сдать плохо, потому что там специфика, требующая зубрежки и отточенных навыков. Учить иностранный язык — это возвышенное, красивое, захватывающее. Готовиться к ЕГЭ — это армейская тренировка в суровых реалиях.

разводится из-за скайпа

Звонила сейчас мать ученика, очень злая, кричала. Обвиняет меня в том, что разводится с мужем.
С сыном ее, школьником, я занималась три раза. Женщина позвонила в ноябре, сказала, что рекомендовали меня общие знакомые. Сказала, что надо подготовить ребёнка к ОГЭ. Предложила приезжать к ним за город, в частный дом. Я сказала, что далеко не выезжаю, или привозите парня ко мне, или будем заниматься по скайпу. Два урока я провела, мальчик пользовался ноутбуком матери. Своего у него нет, чтобы от учёбы не отвлекался, телефон кнопочный. Потом три занятия было пропущено. Мать написала, что уехала, ребёнок пароль на ноуте не знает, урок отменяется. Потом ещё два раза она писала, что не вернулась. На четвёртый раз я сказала, что или беру на место мальчика кого-то другого, или пусть ищут выход из ситуации, можно воспользоваться папиным девайсом, например. Или пусть она скажет пароль мужу, и тот войдёт в её ноут. Женщина сказала, что муж свои девайсы никому не доверяет. Она свои тоже супругу не доверяет. Потом подумала, дала все-таки ему пароль, мы с сыном позанимались, а папа потом всю ночь читал мамину переписку. Ну и разводится с ней теперь, че.

новый формат

На самом деле с групповыми курсами онлайн дело обстоит так. Три четверти из записавшихся и оплативших на уроках не присутствуют, а потом просят прислать видеозапись.
Поэтому придумала новый формат, для интровертов и прогульщиков. В новогодние праздники сама запишу Курс 25 (это курс для самых начинающих, элементарная грамматика строится на основе 25 глаголов, 25 прилагательных и 25 существительных). В январе начну продавать с комплекте с домашкой и двумя индивидуальными уроками с преподавателем (с собой то есть). Буду демпинговать. Посмотрим, как пойдёт. Я бы сама такой курс купила, кстати. В групповых мероприятиях люблю участвовать только в качестве ведущего)

тетрадь для записи слов

Смотрела видео иностранца, преподающего английский в России. Он достал где-то советскую тетрадь для записи иностранных слов (помните, маленькие такие были) и издевался, что у нас старшее поколение не знает английский, потому что учили язык, записывая слова в эту тетрадочку.

Ну, старшее поколение не знает иностранные языки по ряду причин. Тут все в комплексе — и государственный строй, и отсутствие доступа к живым источникам языкам, и ужасные учебники, и непонимание, зачем иностранный язык нужен, если все равно никогда не поедешь в другую страну. Вот это все сформировало в головах поколений барьер, который нельзя разрушить сразу. Железный занавес давно в прошлом, а у людей, рождённых в советское время, до сих пор сложности с другими языками.

Вернёмся к записи иностранных слов. Я считаю, записывать новые слова, и желательно записывать их рукой, — один из лучших способов запомнить какую-то часть из них. Все новые слова запомнить сразу невозможно. Если учите двадцать слов, отлично, если в голове уляжется пять. Остальные слова в данном случае служат катализатором, фоном, помогающим запомнить небольшую часть.
Тетради для записи слов были разлинованы на три столбика. Посередине нужно было писать транскрипцию. На самом деле это только мешает. Если учить ещё символы транскрипции иностранного языка, что советские учителя очень любили, точно не останется желания знать язык. Так что, если есть такая потребность, записывайте русскими буквами, как слово читается.

Вообще интересно, как учили иностранные языки в послевоенное время и в семидесятые — восьмидесятые годы прошлого века в школах на Западе. Какое методики считались самыми действенными? Кто может рассказать?

улучшайзинг

Терпеть не могу, когда занимаются улучшайзингом того, что и так нормально.
Столько лет пользовалась вебинар-платформой ClickMeeting, для групповых онлайн-уроков она идеально подходила. Доска для подачи материала, для запоминания новых тем — очень нужный инструмент. Лучший способ объяснить тему — говорить и писать\печатать одновременно. Студент тогда больше концентрируется, мозг начинает работать. Подготовленная заранее презентация тоже неплохо, но она не должна занимать весь урок. ClickMeeting сделал новую версию вебинаров и отключил старую. Новая покрасивее, но я там должна печатать маленькими буквами в крошечном окошке. Программа постоянно изменяет слова на какой-то бред. They у них становится hey. Call превращается в all. Когда я печатаю в окошке, у меня на доске появляется текст, а у студентов нет. То есть они только слышат, что я говорю. Текст у них появляется позже, когда выхожу из окошка.
Вчера сделала запись первого урока Сухой грамматики, который пропустила из-за Гошиной травмы, посмотрела — жуть. Ещё и стук клавиш очень громкий, раньше у них аудиозапись хватала только мой голос, но они там тоже улучшили, и слышно любой шорох и звук.
Теперь ClickMeeting подходит только для записи коротких видеороликов с презентацией. На какую платформу для групповых занятий переходить?

французские супруги

Про учеников вот ещё.
Однажды написала дама, что ей меня рекомендовали. А она ищет учеников своему супругу, который русский, много лет живёт во Франции, отлично говорит по-французски, и у него наконец высвободилось время заняться английским.
Занимались мы с этим супругом по скайпу. Он был похож на персонажа фильма про красивую жизнь. Седые кудри до плеч, подкрашенные брови, вечный загар, прямая спина, расстегнутый ворот, платиновая фенечка на шее, аккуратные ногти. Мы живём в частном доме, рассказывал супруг вначале во время урока, а потом в электронных письмах. Через пять занятий они с женой начали писать мне электронные письма. Каждый писал по два-три раза в день, иногда ещё ночью, если им не спалось. Вначале меня это удивляло, потом забавляло, потом стало раздражать. Супруги будто соревновались в эпистолярном жанре, кто искуснее, интереснее, красочнее опишет историю их знакомства, вспыхнувшую страсть и совместную жизнь. Интимных подробностей в письмах не было, но я знала, во сколько супруги проснулись утром, и что они пили утренний кофе за столиком в саду, наслаждались октябрьским солнцем и пением редкой птицы. Потом они читали друг другу стихи французских поэтов, потом катались на лошадях, а на обед у них был салат с трюфельным маслом, и так далее, и так далее. Супруги не работали — он женился много лет назад на богатой французской вдове, та умерла спустя два года, он получил наследство, и решил делать только то, что приносит удовольствие. Много лет менял женщин, не мог ни с кем ужиться, пока не встретил в Москве (поехал увидеть школьных друзей) её. Ей было сорок семь, на три года моложе его, взрослая дочь, она через неделю сказала да, и больше они не расставались.

Я много раз спрашивала — зачем вы мне все так подробно рассказываете?
— А вам разве неинтересно? — искренне удивлялись супруги.
— Вы всем знакомым пишете письма? — Я пыталась понять масштаб.
— Не всем, но многим, — отвечали они.
Когда стало невыносимо, я сказала, что мы прекращаем занятия, потому что это черт знает что.
Супруги обиделись. Год молчали. Потом пришло письмо от супруги — они разводятся, все было наоборот: она когда-то вышла замуж за французского вдовца, он умер, она много лет жила одна, потом привезла из Москвы мужчину. Он очень стеснялся того, что живёт за ее счёт, и они обманывали новых знакомых, рассказывая, что богач он, а не она. Французский у него никак не шёл, решили, что пойдёт английский. Английский тоже не пошёл, да и вообще, все не пошло, дрянной оказался мужик, она сейчас встречается с тренером из спортзала, хочу ли я, чтобы она рассказала о нем?

Не знаю, сложилось ли у неё с тренером, научился ли он писать письма, слышит ли он пение птиц по утрам.

Хотя, может, и тренера никакого не было, и супруги были не супругами, и не было у них дома во Франции. Просто такие странные люди. В окошечке скайпа я видела только абстрактную картину за спиной супруга.

барменша

Однажды я преподавала английский персоналу отеля. Руководство решило, что английский у работников никудышный, надо этот вопрос решить, и проще всех научить, чем обновить штат.
Была одна большая группа, где у всех был одинаковый, низкий уровень, но кое-как объясниться могли. В этой же группе были работники ресторана, который располагался на первом этаже отеля. Поварам заниматься не разрешили, хотя они простились, — повара трудились на кухне и с гостями не пересекались.
Кроме группы, были устроены персональные занятия для двух человек — метрдотеля и барменши Ксюши. Метрдотель хорошо говорил по-английски, он закончил школу с уклоном. В общей группе ему было скучно. Вообще парень был толковый, уехал потом на Кипр и устроился в огромную гостиницу, в которой останавливались богатые русские.
Барменша Ксюша была очень красивая. Думаю, на неё положили глаз все лица мужского (а, может, и не мужского) пола в руководстве. Поэтому ей разрешили персональный график. Ну, и группу Ксюша не потянула бы. Она очень старалась, но ничего не могла запомнить. Во время урока казалось, что вот-вот у Ксюши в голове щелкнет механизм, и она выдаст элементарную английскую фразу. Но — к следующему уроку Ксюша забывала все напрочь. Начинали с чистого листа. Ксюша расстраивалась и даже пару раз плакала.
Мы занимались два раза в неделю, в одиннадцать утра. Ксюша всегда была с яркой помадой на пухлых губах, в белой накрахмаленной блузке, мужском чёрном галстуке и в чёрном барменском фартуке. Предлагала смешать мне коктейльчик. Я отказывалась, Ксюша серьезно говорила, что зря, у неё лучшие коктейли в Москве. Даже обижалась слегка.
Я думала, что Ксюшу увезет из отеля и страны заморский гость, и будет она жить в большом доме с бассейном, лениться по утрам, готовить коктейли вечером — для мужа и его друзей, жарящих на решетке куски ароматного мяса.
Но Ксюша влюбилась в нового официанта. Быстро, через два месяца после знакомства, вышла замуж. Официант убедил её продать двухккомнтаю квартиру, оставшуюся в наследство от родителей. Молодожёны уехали в глушь устраивать ферму, разводить баранов, кроликов и кур. Ксюша вернулась в Москву спустя четыре года, с ребёнком. Жила по подругам. Звонила мне, рассказала, что муж бил ее по субботам, для профилактики, несмотря на то, что она была хорошей, правильной женой. Муж отрастил бороду, не пил, и коктейли были под запретом. Ксюша хотела начать карьеру барменши заново, спрашивала, буду ли я с ней заниматься, когда она устроится на работу и начнёт получать зарплату. Потом Ксюша встретила музыканта, собирающегося на Алтай — жить там в поселении творческих людей и наслаждаться природой. Они уехали втроём — он, Ксюша и ксюшин сын, и больше я про неё ничего не слышала.

учебники

Я могу работать с учениками без учебников. Текст и задания любой сложности могу сама составить. Лексика у меня в голове на блоки разбита, нет никакой необходимости подсматривать в списки слов на определённую тематику. Но — так как учеников у меня много, а времени свободного мало, приходится пользоваться учебными материалами. Был бы один ученик-олигарх, была бы я у него на ежемесячной зарплате, все задания придумывала бы и подгоняла под него индивидуально. Ну, может, видео и оригинальные тексты брала бы иногда из интернета.

идентифицировать нелегала

Шпионы-нелегалы, начавшие свою деятельность при Союзе, продолжившие при Путине. Родились и учились в России. Студентами их завербовали, научили французскому и английскому, выдали канадские паспорта и отправили на Запад. Много лет супружеская пара жила в образе канадцев — в Канаде, Франции и США. Никогда не говорили друг с другом по-русски. Родили детей, которые ничего не знали о происхождении родителей. Шпионов арестовали, когда старшему сыну было 20 лет.
У меня тут два интереса — профессиональный и любительский. Профессиональный — как выучить английский, чтобы никто никогда не догадался, что ты русский. В этой лекции все-таки проскакивают моменты, когда понимаешь, что нет, английский у человека не родной. Возможно, англоязычным знакомым он говорил, что родом из франкоязычной канадской семьи, а франкоязычным, что из англоязычной. Кстати, по словам супругов лучший способ отточить иностранный язык — озвучивать фильм. Убрать озвучку, говорить за артистов, записывать и потом прослушивать, пока не получится полностью скопировать героя.
А любительский интерес — шпионы все-таки пациЭнты. За ними любопытно наблюдать. Нормальный человек вряд ли согласится и вряд ли сможет полностью поменять идентификацию, отказаться от прошлого, контактов и связей. Для меня загадка, как эти двое не запутались в своих новых личностях, как жили, о чем думали, что во время секса друг другу шептали — и на каком языке шептали.

май хобби

Чтобы разговорить ученика, надо задавать ему вопросы. Чтобы разговорить ученика с начальным уровнем английского, надо задавать простенькие вопросы. Вот из йо хобби, например. Дети всегда отвечают с энтузиазмом. У них много увлечений и любимых занятий. Взрослые немного смущаются, но чаще тоже рассказывают — кто-то в зал ходит, кто-то путешествует, кто-то детективы перед сном читает. Я всегда думаю — слава богу, это я вопрос про хобби задаю, а не мне его задают. Потому что мой ответ — есть и пить, одновременно. Это мое самое любимое дело. Желательно без компании. Поставить на стол тарелку с едой, налить вина в бокал и сосредоточенно жевать. Можно еще видео на ютюбе включить — для фона.

как оно устроено

Каждый год наблюдаю — дети так готовятся к ЕГЭ и ОГЭ, что ничего хорошего не ждёшь. Не знаешь, на какой козе с какой стороны подъехать. И так не идёт, и эдак. За месяц до случается чудо — до них доходит, что экзамен близко, и вся информация, наваленная несортированным грузом, начинает правильно распределяться по полочкам. Последний месяц подготовки — самый важный.

PET

Надо ли сдавать PET, чтобы ребёнок просто потренировался?
Я против лишних экзаменов. Всегда была. Экзамен — стресс для организма, даже если человек к нему готов на 200 процентов.
И если ребёнок готов сдавать PET, а это никакая школа не требует, то, мне кажется, PET можно пропустить и потратить ещё пару лет на подготовку к IELTS, который реально пригодится.

бомбит

У меня всегда бомбит, когда в рекламе языковых курсов обещают сразу научить думать на языке. Человек сто иностранных слов выучит, и немедленно начнет на них думать, ага.
Думать — это когда в среду попадешь и будешь там долго вращаться. Тогда образы начнут приходить — в полусне всплывет рекламный слоган, и на улице выругаешься на местном наречии, и мысленно улыбнешься кому-то, кивнешь, поздороваешься не по-русски.

Еще бомбит, когда говорят, что при изучении языка вредно переводить. Да нихрена не вредно, а очень даже полезно. Самые оплачиваемые переводчики — синхронисты. Их на это десятилетиями натаскивают.

необучаемые

Тут в каком-то сообществе женщина спрашивала — а встречались вам дети, которые без особенностей развития, но совершенно необучаемые?
За восемнадцать лет преподавательского стажа мне встретилась одна такая девочка. В целом-то все обучаемые, без особенностей, с особенностями. Надо помнить, что у каждого свой предел, свои способности, возможности, желание. Правда, не всегда получается настроиться с учеником на одну волну, не всегда успеваешь понять, как лучше.
А эта девочка, Лена, училась в обычной школе, и никаких диагнозов у неё не было. Просто не было желания знать. Первые годы мы учили алфавит и читать.
— Зачем мне это, — трезво рассуждала Лена в одиннадцать лет. — Вокруг все по-русски говорят. Замуж за русского выйду.
Потом ещё три года я ей домашнее задание делала. Родители очень просили, что если не заниматься, то хоть домашнее задание. Лена отказывалась воспринимать информацию, которая ей не нужна.
— Столица России? — спросишь её.
— Какая разница, — ответит Лена. — Я в Москве живу и в столицу не собираюсь.
— А кто наш президент?
— Забыла.
— А где находится Париж?
— Париж — это что?
— Лена, кем ты хочешь стать после школы?
— Врачом.

Врачом Лена не стала. Отучилась на преподавателя младших классов. Вышла замуж. Не работает. Живёт счастливо.

сотрудничество

Мне вчера позвонил мужик.
— Я, — говорит, — предлагаю вам сотрудничество. Я очень известный преподаватель английского языка. Написал восемь учебников. Погуглите, если не верите. Предложение такое. У вас в соцсетях аудитория большая. Вы пишете, что лучший преподаватель Москвы даст бесплатную лекцию там-то. Арендуем помещение — вы платите пятьдесят процентов, я плачу пятьдесят процентов. По вашему объявлению придут люди, послушают лекцию, познакомятся со мной. Проникнутся. Запишутся на платные уроки. Кого мне не позволит взять расписание, отдам вам. Идет?

книжный гид

Девушка ругала меня за то, что я продаю групповой курс английского, который в скайинг предлагают бесплатно. Это она про мой авторский шестичасовой курс. В этот раз стоил максимально дёшево — 500 рублей за 6 часов. Не знаю, может, скайинг украл его и теперь раздает всем видео бесплатно, надо проверить)
Мне стало интересно, кем эта девушка работает. Полезла посмотреть — а она книжный гид. Помогает людям читать книги. Четыре индивидуальных часа онлайн стоит 8900 рублей. Четыре часа в онлайн-группе — 4900. В начале урока девушка рассказывает, почему автор написал эту книгу. Потом учит выписывать из книги цитаты. Потом обсуждает с читателем, что ему в книге понравилось. В конце урока мотивирует читать дальше. Интересно, как мотивирует.

в будущее

Зашла к подружке. Она говорит, у меня через час урок французского, впервые по скайпу. Сидит наряженная, причесанная, красится. Потом долго себя в зеркало разглядывала. Потом жилетку меховую надела. Потом сняла.

Когда я только начинала онлайн-уроки практиковать, тоже красилась. Все красятся. Потом расслабяешься и забиваешь. Мы представляем, что через сто лет люди будут с красивыми телами и суперспособностями, а они, может, будут физически не приспособлены ни к чему. Лежать будут в мягких креслах, дышать тяжело, одним пальцем кликать в полупрозрачный парящий монитор.

тасмания

Консьержка сегодня нарядная, платье в блёстках, розовая помада на губах. Подзывает меня, показывает самоучитель английского.
— Вот, — говорит, — решила осваивать. Буду у тебя спрашивать, если непонятно. У вас в доме один человек живёт. Из Тасмании. Хочу наладить с ним контакт. Он меня на шестнадцать лет моложе — это хорошо. И Тасманию я всегда хотела посмотреть.

DeepL

Мне тут посоветовали переводчик DeepL
Сижу тестирую. Неплохой. С фразеологизмами всякими легко справляется. Грамматика, конечно, хромает, но лучше, чем у Гугла.

small talk

Если у кого проблемы со small talk, рекомендую найти в сети детские (детсадовские) диалоги на английском. Зубрить оттуда короткие фразы. Реально помогает. А то бывают ученики — типа, upper-intermediate у них, читают в оригинале, а что-то простенькое сказать не могут.

охватить все и вся

Когда организовываешь курс английского на много человек, проще всего, чтобы это была грамматика. Даже если это самая сложная, замороченная грамматика. Может быть тяжело в организационном плане или физически — рот устанет говорить, спина, шея, руки, ноги задеревенеют.

Сложно сделать тематический курс. Бизнес-английский, английский для поездок, английский для ещё чего-нибудь. У людей в группе может быть одинаковый уровень языка, но совершенно разные работы, цели, желания и вкусы. Сидишь и думаешь, как составить программу бизнес-курса так, чтобы знания пригодились и студентке, которая ищет первую работу в жизни, и холеному управленцу, и владельцу собственного бизнеса, и программисту, и врачу, и сыровару, и продажнику, у которого на следующей неделе собеседование в новой компании.

мозг

Вот пример того, что мужской и женский мозг устроены по-разному.
Я показываю ученикам фотографию и прошу по-английски рассказать, что необычного они видят.
На фотографии семья — мама, папа и шестеро детей. Старшая девочка, два мальчика — идентичные близнецы и маленькие тройняшки, тоже идентичные.

Ученицы (и школьницы, и взрослые) сразу говорят — о, шестеро детей, о, и двойняшки, и тройняшки в одной семье, это так редко бывает!

Мальчики и мужчины долго смотрят на фотографию, вздыхают, пытаются описать, какой длины волосы у мамы, потом спрашивают — а что всё-таки здесь необычного? Услышав ответ, удивляются — с чего вы решили, что эти дети близнецы?

я не коуч

Чаще всего взрослые ученики хотят бизнес-английский. Вот сразу перепрыгнуть первые стадии изучения языка (как зовут, сколько лет, где живу, что умею, как добраться до метро — это все потом типа само выучится) и преступить к переговорам с партнерами, конференциям, выставкам, увольнениям и заводам.

Я долго думала, как мне сделать короткий курс делового английского для начинающих — в прошлом году придумала, составила, сделала визуальный ряд. Там базовая грамматика и бизнес-лексика. Учимся строить простые предложения, общаться с англоязычными коллегами, правильно говорить о себе на собеседовании при приеме на работу.

Индивидуально курс расходится очень хорошо. Но индивидуально — дорого. Не все могут себе позволить. В ноябре будет групповой, он дешёвый, всего две с половиной тысячи. Я удивлена, что записываются вяло. Медленнее, чем на другие курсы английского.

Я думаю, дело в том, что народ уже боится наебалова, которое им предлагают доморощенные бизнес-тренеры, гуру маркетинга и некомпетентные коучи. Когда в объявлении рядом идут слова «вебинар» и «бизнес», человек передёргивает плечами — так, будто пИсать хочет, морщится и перематывает ленту.

Я хочу сказать — да, этот онлайн-курс действительно на вебинар-платформе. Не потому что я хочу учить вас маркетингу, а потому что это удобно. Вы одновременно видите меня, виртуальную доску и картинки. Сделаю в ближайшее время видео, как все это происходит. Я не собираюсь учить вас маркетингу) Честно — это языковой курс.

ищу спонсора

В прошлом году у меня был очень хороший спонсор по имени Валентин. Оплачивал спонсорские места на курсе, и кто-то получал возможность участвовать бесплатно.
Если Валентин меня читает — сейчас есть отличная возможность перевести деньги и ощутить себя человеком, творящим добро) Это не только к Валентину относится, вы понимаете)

Онлайн-курс делового английского будет в ноябре.
Участие стоит 2500
Спонсоры переводят деньги на Визу Сбера 4276380026542873 или на PayPal, который привязан к почте chijana@gmail.com

 

английский на пенсии

Моя знакомая Лена преподает английский пенсионерам. Это какой-то социальный проект — бесплатный английский для тех, кому за. Преподавателям платят, но мало. Лена говорит, что пенсионеры самые прилежные ученики. Прогуливают только по состоянию здоровья. Всегда делают домашнее задание. Если что непонятно, вопросы готовят заранее, записывают в тетрадочку.

Мне тоже нравится преподавать бабушкам и дедушкам.Тут надо понимать, что речь идет о самых пытливых и стойких — о тех, кто в пожилом возрасте не сдается, хочет делать что-то новое, ищет и находит способы держаться на плаву в государстве, показывающем старикам заднюю часть тела.

Была, например, чудесная пара — у них правнучка вышла замуж за нью-йоркца, и они собирались к ней в гости на месяц. И вот чтобы этот месяц самостоятельно передвигаться по городу, они все лето занимались английским. Я к ним приезжала два раза в неделю. Давала огромное домашнее задание. Они утром рано вставали, завтракали, шли в парк к пруду и делали его на лавочке. Днем возвращались домой, обедали, отдыхали, вечером опять шли к пруду и повторяли пройденное. Так каждый день. За три месяца научились говорить и начали читать книги в оригинале.

Был дедушка пяти внуков. Внуки эти были от разных женщин из разных стран. Сын у дедушки был богатый, жил в своем доме в Англии. Жениться не хотел, а детей делал. Дедушка мечтал переехать к сыну в Англию и собирать внуков на каникулы. Все дети понимали по-английски, но не говорили по-русски. Дедушка год учил язык. Мне кажется, он скупил все учебники английского языка — можно было библиотеку открывать. Уехал в Англию, продолжал заниматься со мной по скайпу. Присылал фотографии и видео с внуками — как он с ними говорит по-английски.

быстрый бизнес в ноябре

В общем, определилась с первым в этом учебном году групповым онлайн-курсом. Будет «Быстрый бизнес», деловой английский для начинающих. В ноябре. Скорее всего, по понедельникам вечером. Стоимость — наверное, что-то в районе 2500 за весь курс. Ещё несколько дней подумаю насчёт дат и вебинар-платформы, стоит ли переходить на новую, или остаться пока на старой. Потом подробную информацию выложу. Можно пока присылать заявки, я вам тогда отдельно ссылку на информационный пост отправлю. Пишите через форму в разделе «Контакты». Или сразу на почту — chijana@gmail.com

человек с матами

Утро началось в 6.30 Звонила ученица. Требовала отдать деньги за урок. Ей меня порекомендовали — она много путешествует и хочет говорить по-английски. И вот, значит, мы один раз позанимались, а сегодня должны были второй. Ночью ученице не спалось, она решила почитать мои посты. Листала, листала и нашла матерное слово.
-Человек с матами,- кричала она в трубку,- не может быть учителем!

Я ей сказала, что человек с матами ещё и заработанные деньги не возвращает.

Но, в общем, да. Есть грешок. Матерюсь иногда.

медведи

Бабушка — это ведь необязательно возраст.
Иногда смотришь — молодая, но уже бабушка.

Эту маму-бабушку я ранней весной в парке видела — она гуляла с мальчиком в комбинезоне на вырост, оба переваливащиеся, похожие на уставшуюю медведицу и ленивого медвежонка. Потом пропали — и встретила я их только позавчера.

Мальчик подошёл к детям в песочнице, мама-бабушка тяжело пошла за ним, взяла за руку и виновато сказала другим мамам:
-Сейчас уведу. Видите — он у меня больной.
Мамы сделали вид, что не слышат, одна протянула мальчику совок, другая сказала что-то бодрое.
Медведица тянула медвежонка:
-Пойдем, где людей нет.
Я хотела ей рассказать, что у меня уже несколько лет такой вот ученик. У него тоже синдром Дауна, но он учит английский, занимается карате и много путешествует. Но, в общем, постеснялась лезть, медведица с мальчиком ушли и стояли за домом, под рябиной.

про рыбу и разное

Вчера доела сахалинскую рыбу. Ученик жил на Сахалине, готовила его к ЕГЭ по английскому. Теперь будет жить и учиться в Москве. Приехал с мамой  размещаться в общежитии. Ну, и рыбу они мне привезли. Я такую вкусную никогда не ела, даже во Владивостоке и Находке.

Вообще удивительно, что теперь можно работать с человеком из любой точки мира. Очень часто ко мне обращаются русскоязычные, живущие в Британии и Штатах. 

— А что, у вас там языковых курсов нет? 

— Есть, только непонятно всё.

Почему-то им спокойнее, когда учитель тоже русский знает.

language chunks

Основная жалоба ученика — я слова учу, учу, а они не учатся.

Ну вообще это нормально. Когда начинаешь учить язык, легко запоминается первая сотня. Потом — хорошо, если двадцать процентов новой лексики будет где-то там у вас осядать. И — чем больше вы будете знать, чем чаще вам будет казаться, что новое не запоминается.

Нет метода, который подходил бы всем. Один зубрит и запоминает, другой не зубрит и запоминает. Но — рекомендуется все же не отдельно слова учить, а language chunks, так называемые языковые кусочки, лексические сочетания, устойчивые словосочетания. Видите в тексте незнакомое слово — выписывайте целое предложение или часть предложения, даже если все остальные слова знакомы. Или сами придумайте или нагуглите с незнакомым словом фразу.

Я знаю, что иногда бесит смотреть перевод незнакомого слова в тексте, который, в принципе, понимаешь, и читаешь ради удовольствия или по работе. Бесит — не смотрите. Выписывайте слова из текстов, специально отложенных для «поучиться». Пусть у вас будет такой файл. Бывает же иногда особенное настроение — хочется сесть за стол, почувствовать себя молодым студентом, почеркать гелевой ручкой в блокноте. Вот тогда можно открыть сложный текст и выписать из него несколько language chunks.