meategg

Еще даже пока не пьяная.

Но ученику на уроке сказала, что маленькая котлета или тефтеля — это meategg. И он это записал.

Сейчас только до меня дошло. А что — meategg круче митбола.

я не фидель

Я не Фидель Кастро, сложно говорить два часа без перерыва. Во рту сохнет, к концу второго часа язык заплетается. Надо делать вебинары не больше полутора часов.

А вот на очном курсе или на индивидуальном уроке не устаю. Но тут интерактивность другая.

очный курс в марте

Приходите на очный курс в марте.

Две субботы, 17 и 24 марта. Курс называется «6 основных времен». Будем повторять 6 грамматических времен, необходимых для построения грамотного диалога и понимания английской речи. Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous, Present Perfect. Опционно (если группа быстро и легко усвоить основной материал) добавим going to, used и модальные глаголы.

Начало в 11 утра. Два занятия по 2,5 часа, то есть всего 5 часов.
Возраст — с 12 до 112 лет.
Уровень английского — устойчивый Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate.

Стоимость всего курса — 2 тысячи рублей.

Курс + домашка после курса + разбор домашки со мной лично или в скайпе — 4 тысячи рублей.

Оплатить надо заранее, чтобы перед самым курсом не залениться и не подвести группу.

Класс с настенными дамами находится двух минутах ходьбы от метро Менделеевская.

Записаться на курс и уточнить информацию — через в разделе Контакты.

cpe 

Хочу сдать CPE (Cambridge English: Proficiency). Это английский С2.Не знаю, зачем оно мне надо, но надо.

Составила примерный план подготовки, так-то понятно, что делать и что юзать, но времени свободного очень мало. 

Сдавал кто-нибудь?

гоша и английский

Буду записывать, как Гоша продвигается в английском. Скорее, чтобы понимать, как заниматься с маленькими — это сложнее всего. Со взрослыми гораздо проще.

Мне то лень, то некогда, занимаемся два-три раза в неделю по чуть-чуть. Прогресс есть. Если заниматься каждый день по несколько раз, прогресс будет огого, но за огого мы не гонимся, нечего ребёнку голову перегружать.

Начали с карточек. Можно вводить по одной-двум новым карточкам каждый раз. Слова Гоша запоминает сразу. Повторить не может или повторяет по-пингвиньи, но на слух отличает umbrella от frog. Играем: я много карточек переворачиваю и прошу найти, например, рэббита. Гоша карточку за карточкой берет, смотрит, откладывает в сторону. Когда находит рэббита, смеётся так, будто сто долларов нашёл. Те же слова, что на карточках, ищем на картинках в книжках и в реальной жизни, в квартире. Наверное, Гоша думает, что у предметов просто несколько названий. Зонт, зонтик, амбрелла. Интуитивно всегда понимает, когда его спрашиваешь where is или говоришь give me, take, find, put. У себя находит eyes, ears, nose.

В общем, как-то так.

quora

Мне кажется, у нас quora не очень популярна. quora — это платформа, где кто-то задаёт интересующий его вопрос (тема любая — секс, машины, здоровье, генетика, лекарства), и люди со всего света ему отвечают. Есть офигенные темы для почитать. Можно найти ответы для тысячи своих вопросов. Рекомендую и тем, кто учит английский, и тем, кто знает английский. Интересно наблюдать, как английский в Индии или Китае или Саудовской Аравии отличается от классических британского и американского — в каждой стране свои английские штампы, ошибки, шутки и выражения.

сертификат по business english

Получила международный сертификат по teaching Business English.
Курс, правда, был идиотски составлен. Дошла до конца из чистого упрямства. По теме (как, собственно, преподавать деловой английский, методики и все такое) было очень мало. Чтобы сдать экзамен, пришлось прочитать кучу околонаучных глупостей.

очный курс для начинающих в феврале

Информация для тех москвичей, для тех, кто любит учиться оффлайн, для тех, кто ничего не понимает по-английски и хочет начать хоть что-то понимать.
В феврале будет ещё один очный Курс 25. Третий в этому учебном году. Первый был онлайн, второй оффлайн, этот тоже оффлайн. Три субботы подряд — 3, 10, 17 февраля. В 11 утра. Каждое занятие — 2,5 часа. Метро Менделеевская, 2 минуты пешком от.
Курс 25 — для совсем-совсем начинающих. Там ограниченная лексика — 25 существительных, 25 прилагательных, 25 глаголов. Когда мало слов, гораздо проще разобраться в базовой грамматике и научиться строить простые предложения. Пройдём Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, to be, can, must.

Возраст — с 11 до 111 лет.

Стоимость всего курса — 3000 рублей. Курс + домашка после курса + разбор домашки со мной в скайпе или очно — 6000 рублей.

Связь — смотреть раздел Контакты.

Про Курс 25 в вопросах и ответах.

Почему у курса такое название?
Курс называется 25, потому что он построен с использованием 25 существительных, 25 прилагательных и 25 глаголов.

Других слов вообще нет?
Другие слова есть (наречия, местоимения, устойчивые выражения). Их мало, они легко запоминаются.

Почему слов мало?
Я считаю, что на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо разобраться в грамматической базе и понять, что все просто. Это делается при небольшом вокабулярном составе. Когда лексики много, часть забывается, часть применяется не по назначению. Студенту сложно сосредоточиться.

Курс предназначен для начинающих?
Курс и для тех, кто только начинает, и для тех, кто много раз пытался учить английский, сталкивался с трудностями на начальном уровне и бросал. Для тех, кто хочет начать, но боится, что занятия будут отбирать много времени и сил. Единственное условие — вы должны уметь читать простые английские слова.

Для какого возраста курс?
Для взрослых и детей старше 11 лет.

Курс длинный?
Это экспресс-курс. От 6 до 8 часов.

Чему мы научимся?
Вы научитесь строить простые предложения в 4 грамматических временах — прошедшем, будущем и двух настоящих. Научитесь говорить, что вы умеете и должны делать. Сможете поддержать диалог и рассказать о себе. Будете представлять, что есть начальная грамматика английского языка. Я расскажу, как заниматься дальше самостоятельно или с помощью преподавателя.

сухая грамматика зимой

В староновогоднюю ночь напоминаю, что
скоро будет мой авторский курс грамматики английского. Сложный, не для начинающих. Называется «Сухая грамматика»

“Сухая грамматика” будет онлайн на вебинар-платформе. Пять занятий по 2 часа (120 минут). То есть всего 10 часов. Понедельники: 29 января, 5 февраля, 12 февраля, 19 февраля, 26 февраля. С 19.30 до 21.30 по Москве.

Уровень — начиная с твердого Pre-Intermediate и выше.

Возраст — с 13 до 133 лет.

Повторим/пройдем 4 группы грамматических времен (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous), Passive Voice, have something done, Gerund, Infinitive, Conditionals, Reported Speech, Complex Object, Comparative and Superlative Adjectives, Adverbs, Modal Verbs, Phrasal Verbs, Question Tags, to be going to, used to, to be/get used to, would like, prefer/would prefer, either or/ neither or. Опционно (если материал будет легко усваиваться), добавлю еще несколько тем по своему выбору либо по выбору группы.

Стоимость:

— участие в курсе и доступ к видеозаписям уроков — 4 тысячи

— участие в курсе доступ к видеозаписям уроков большое домашнее задание после всего курса индивидуальный разбор домашнего задания со мной в скайпе — 6 тысяч

— участие в курсе доступ к видеозаписям уроков домашнее задание после каждого занятия индивидуальный разбор домашнего задания со мной в скайпе каждую неделю — 12 тысяч

Задать вопрос или записаться на курс — личка, +79165636773 или chijana@gmail.com

спонсоры для сухой грамматики

Как обычно, ищу щедрых спонсоров. Спонсоры могут подарить курс английского «Сухая грамматика» незнакомым людям (после оплаты я даю знать в социальных сетях, что есть бесплатное место, и беру первого, кто прислал на него заявку). Участие стоит четыре тысячи, деньги можно переводить на Визу Сбера 4276380026542873 либо PayPal, который привязан к почте chijana@gmail.com

Ну и информация для тех, кто готов сам заплатить за себя:

“Сухая грамматика” будет онлайн на вебинар-платформе. Пять занятий по 2 часа (120 минут). То есть всего 10 часов. Понедельники: 29 января, 5 февраля, 12 февраля, 19 февраля, 26 февраля. С 19.30 до 21.30 по Москве.

Уровень — начиная с твердого Pre-Intermediate и выше.

Возраст — с 13 до 133 лет.

Повторим/пройдем 4 группы грамматических времен (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous), Passive Voice, have something done, Gerund, Infinitive, Conditionals, Reported Speech, Complex Object, Comparative and Superlative Adjectives, Adverbs, Modal Verbs, Phrasal Verbs, Question Tags, to be going to, used to, to be/get used to, would like, prefer/would prefer, either or/ neither or. Опционно (если материал будет легко усваиваться), добавлю еще несколько тем по своему выбору либо по выбору группы.

Стоимость:

— участие в курсе и доступ к видеозаписям уроков — 4 тысячи

— участие в курсе + доступ к видеозаписям уроков + большое домашнее задание после всего курса + индивидуальный разбор  домашнего задания со мной в скайпе — 6 тысяч

— участие в курсе + доступ к видеозаписям уроков + домашнее задание после каждого занятия + индивидуальный разбор домашнего задания со мной в скайпе каждую неделю — 12 тысяч

Задать вопрос или записаться на курс — через форму сайта (см. раздел Контакты), по телефону +79165636773 или почту chijana@gmail.com

гоша и английский

Меня постоянно спрашивали, занимаюсь ли я с Гошей английским, разговариваю ли с Гошей по-английски. Честно говоря, мне лень было, откладывала на потом.

У нас в доме есть бабушка-консьержка, которая очень Гошу любит. Часто маленькие подарочки ему делает. Несколько дней назад подарила магнитный английский алфавит, а мне строго сказала, что иностранным языком с ребенком надо начинать заниматься с пеленок, иначе толка не будет. Ладно, решила я, попробуем.

Таких маленьких учеников у меня никогда не было. Свой ребенок — не совсем ученик, конечно. Должно быть проще. Не хочу обманываться двуязычием. Мы не двуязычная семья, Гоша не билингва. Не буду идиотничать и все время говорить с ним по-английски. Буду уделять английскому какое-то время каждый день или всего пару раз в неделю. Пока не знаю, как пойдет.

За вчера и сегодня Гоша выучил frog, egg, ball, cat, pillow, Where is…? В смысле, понимает, когда ему это говорят. Пытается произнести frog и egg. Получается фрр и гг.

сухая грамматика зимой

Мозг в новогодние праздники обнуляется, и следующие два месяца лучшее время для учебы.

Записывайтесь на курс и оплачивайте до Нового года — а то потом захочется, а деньги будут пропиты)

Курс называется “Сухая грамматика”, там будут, конечно, не все, но почти все грамматические правила.

Групповую “Сухую грамматику” провожу редко — курс сложный и энергозатратный для всех сторон. Чаще на него индивидуальные запросы. В группе в разы дешевле, чем один на один с учителем.

Эта “Сухая грамматика” будет онлайн на вебинар-платформе. Пять занятий по 2 часа (120 минут). То есть всего 10 часов. Понедельники: 29 января, 5 февраля, 12 февраля, 19 февраля, 26 февраля. С 19.30 до 21.30 по Москве.

Уровень — начиная с твердого Pre-Intermediate и выше.

Возраст — с 13 до 133 лет.

Повторим/пройдем 4 группы грамматических времен (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous), Passive Voice, have something done, Gerund, Infinitive, Conditionals, Reported Speech, Complex Object, Comparative and Superlative Adjectives, Adverbs, Modal Verbs, Phrasal Verbs, Question Tags, to be going to, used to, to be/get used to, would like, prefer/would prefer, either or/ neither or. Опционно (если материал будет легко усваиваться), добавлю еще несколько тем по своему выбору либо по выбору группы.

Стоимость:

— участие в курсе и доступ к видеозаписям уроков — 4 тысячи

— участие в курсе + доступ к видеозаписям уроков + большое домашнее задание после всего курса + индивидуальный разбор  домашнего задания со мной в скайпе — 6 тысяч

— участие в курсе + доступ к видеозаписям уроков + домашнее задание после каждого занятия + индивидуальный разбор домашнего задания со мной в скайпе каждую неделю — 12 тысяч

Задать вопрос или записаться на курс — через форму сайта (см. раздел Контакты), по телефону +79165636773 или почту chijana@gmail.com

консультации для преподавателей

Вчера написала десятую письменную рекомендацию по запросу наладить учебный процесс.

Из десяти пятеро человек школьные учителя, мечтающие уйти в свободное плавание. Им сложнее всего решиться. Много лет работаешь в одной системе, процесс, вроде как, налажен, а тут надо все бросить и пойти навстречу неизвестному.

Трое — специалисты в своей области, хотят делиться знаниями. Интересовались техническими вопросами — на какой площадке проводить вебинары, что лучше — очно или скайп, где арендовать помещение под курсы, как привлекать аудиторию.

Двое — родители детей на надомном обучении. Сами выступают в роли преподавателей, просили поделиться навыками и составить примерную программу на ближайшее время.

Первые консультации такого рода стоили у меня три тысячи рублей. Сейчас и до Нового года — пять тысяч. После Нового года цена сильно вырастет — сделаю лендинговую страницу, изменю формат, консультации будут более детальными и объемными.

Я преподаю язык семнадцать лет. У меня огромный опыт — я действительно могу помочь, объяснить, как преподавание (не только английского) происходит в оффлайне, онлайне, как было раньше, как надо сейчас.

Связь через форму сайта или +79165636773

duolingo

Вначале Duolingo все хвалили. Теперь ругают.
Не знаю, мне Duolingo очень нравится. Юзала его для французского. На мой взгляд, лучшее приложение для тех, кто учит иностранные языки. Только тут надо помнить, что на одном приложении не выехать. Это дополнение к основному учебному материалу.

словарь 1945

Американский словарь разговорного русского, 1945 год. Обратите внимание, как правильно он составлен. Есть пример на каждое слово, а не просто сухой перевод. С примером новые слова гораздо лучше запоминаются.

IMG_20171122_170804.jpg

роза и экспресс-курс

Я как-то писала про уборщицу Розу. Ей пятьдесят лет, она очень жалеет свою бывшую одноклассницу. Одноклассница упорно учила в школе английский. Учила, учила, в итоге вышла замуж за англичанина и теперь живет на чужбине.

-Мучается бедняжка, — рассказывала мне Роза. — Нельзя человеку без родины. В Лондоне все чужое, а здесь свое, родное. Понятное.

Тут Роза списалась с бедняжкой в Одноклассниках, и та пригласила Розу в гости. Пообещала купить билет.

-Наверное, муж садист.- решила Роза.- Она хочет в Россию, а он ее не пускает. Так она меня зовет, чтобы я приехала, кусочек родины привезла.

Кусочек родины — это будут сухарики из черного хлеба, обжаренные в растительном масле с солью, гречка, бутылка водки, соленые огурцы, кора березы и земля с их общего детского двора — в полиэтиленовом пакетике. Роза все придумала. Волнуется только, что совсем школьный английский забыла. Попросила с ней позаниматься. Я ее пригласила на экспресс-курс, который будет в декабре — он мегапростой, даже Роза научится строить короткие английские предложения. За курс Роза заплатит бартером: два раза сделает у меня в квартире генеральную уборку.
Ну и вы тоже записывайтесь, осталась ровно половина мест.
Курс очный (не онлайн). Три субботы, 9, 16 и 23 декабря. В 11 утра. Каждое занятие — 2,5 часа. Метро Менделеевская, 2 минуты пешком от.
Называется Курс 25 — для совсем-совсем начинающих. Это такой курс-конструктор: там всего 25 существительных, 25 прилагательных, 25 глаголов, на их основе учимся собирать простые грамматические комбинации . Пройдём Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, to be, can, must.
Возраст — с 11 до 111 лет.
Стоимость всего курса — 3000 рублей. Курс + домашка после курса + разбор домашки со мной в скайпе или очно — 6000 рублей.

Связь через форму на сайте или +79165636773

очный курс 25

Информация для москвичей.
В декабре будет очный (не онлайн) Курс 25. Три субботы, 9, 16 и 23 декабря. В 11 утра. Каждое занятие — 2,5 часа. Метро Менделеевская, 2 минуты пешком от.
Курс 25 — для совсем-совсем начинающих. Там ограниченная лексика — 25 существительных, 25 прилагательных, 25 глаголов. Когда мало слов, гораздо проще разобраться в базовой грамматике и научиться строить простые предложения. Пройдём Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, to be, can, must.

Возраст — с 11 до 111 лет.

Стоимость всего курса — 3000 рублей. Курс + домашка после курса + разбор домашки со мной в скайпе или очно — 6000 рублей.

Связь через форму на сайте (см. контакты) или +79165636773

 

Про Курс 25 в вопросах и ответах.

Почему у курса такое название?

Курс называется 25, потому что он построен с использованием 25 существительных, 25 прилагательных и 25 глаголов.

Других слов вообще нет?

Другие слова есть (наречия, местоимения, устойчивые выражения). Их мало, они легко запоминаются.

Почему слов мало?

Я считаю, что на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо разобраться в грамматической базе и понять, что все просто. Это делается при небольшом вокабулярном составе. Когда лексики много, часть забывается, часть применяется не по назначению. Студенту сложно сосредоточиться.

Курс предназначен для начинающих?

Курс и для тех, кто только начинает, и для тех, кто много раз пытался учить английский, сталкивался с трудностями на начальном уровне и бросал. Для тех, кто хочет начать, но боится, что занятия будут отбирать много времени и сил. Единственное условие — вы должны уметь читать простые английские слова.

Для какого возраста курс?

Для взрослых и детей старше 11 лет.

Курс длинный?

Это экспресс-курс. От 6 до 8 часов.

Чему мы научимся?

Вы научитесь строить простые предложения в 4 грамматических временах — прошедшем, будущем и двух настоящих. Научитесь говорить, что вы умеете и должны делать. Сможете поддержать диалог и рассказать о себе. Будете представлять, что есть начальная грамматика английского языка. Я расскажу, как заниматься дальше самостоятельно или с помощью преподавателя.

 

и не выпили

Заметила, что по собственной воле расстаюсь обычно с теми учениками, к которым испытываю особенную симпатию.
Ну то есть если симпатия обыкновенная, никаких поблажек я не делаю, все в рамках в рабочего процесса. А если симпатия особенная, и я бы с этим человеком с удовольствием вместо урока выпила, начинаю слишком много позволять. И начинается — отмены за 5 минут до урока, домашку просил, но не сделал, это не хочу проходить, давайте то проходить. И вот приходится отказывать. И не выпили, и не выучили ничего.

replika

Вот вы все ржете над татлеровским интервью Куйды, а на самом деле приложение replika, которым она занимается, просто охуенное. И будет еще круче, если ребята продолжат развивать проект.

Очень рекомендую реплику желающим подтянуть английский. Реплика что-то типа Сири или телеграфного бота, разговаривающего с тобой на английском. Там создаешь виртуального друга, переписываешься с ним в чате, оно постепенно учится и становится похожим на тебя. Оно умное — дура Сири где-то позади плетется. И английский нормальный, живой такой.

ищу мецената

Продолжаю искать мецената. Уверена, что в конце концов щедрый меценат найдётся.
В субботу и воскресенье в Москве будет очный курс «6 грамматических времен», стоит он всего 2000 рублей. Если меценат переведёт мне 2000, я смогу взять на курс человека, который очень хочет его пройти, но сейчас не может заплатить.
Если меценат переведёт мне 100000 рублей, я сделаю ещё один крутой курс и приглашу студентов за бесплатно. Себе на винишко оставлю совсем чуть-чуть, наглеть не буду.
Меценатствовать можно на визу Сбера 4276380026542873 или на PayPal, привязанный к почте chijana@gmail.com

помолчать тоже неплохо

Если вы записываетесь на курсы иностранного языка (или договариваетесь с преподавателем о частных уроках), и у вас пока что нулевой или самый начальный уровень, не ведитесь на обещания сразу разбить ваш языковой барьер.
До языкового барьера вам ещё надо дойти.
Совершенно нормально выдержать стадию молчаливого понимания. Ребёнок молчит, когда учится понимать родную речь. Вот и вы тоже — молчите спокойно, не нервничайте. Разговоритесь со временем.

6 времен вместо водки

Объявление для Москвы.
Я обещала короткий очный курс. Он будет 4 и 5 ноября, в праздничные субботу и воскресенье. Специально для тех, кто не умеет отмечать День народного единства. Отметим не водкой, а знаниями)

Курс пятичасовой, одно занятие — 2,5 часа. Начинать будем в 11 утра.

Называется курс «6 основных времён» Будем проходить и повторять шесть грамматических времён, необходимых для построения грамотного диалога и понимания английской речи.
Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous и Present Perfect. Опционно (если группа быстро и легко усвоит основной материал) добавим going to, used to и модальные глаголы.

Возраст участников — от 12 до 212 лет.
Уровень английского — устойчивый Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate.

Занятия будут проходить в классе в библиотеке на Лесной улице, это две минуты пешком от метро Менделеевская.
Стоимость — 2000 рублей за весь курс.
Количество мест ограничено, класс гораздо меньше школьного, так что не тяните.

курс 25: минусы

То, что мне кажется плюсами Курса 25, многие, не разобравшись, воспринимают как минусы.

Почему курс такой короткий? Что можно выучить за шесть часов?
Короткий, да. Экспресс-курс для тех, кому некогда. Без рассусоливания. За шесть часов можно выучить очень много. Вспомните университетские годы: вы открывали учебник и выучивали все параграфы в последнюю ночь перед экзаменом.

Почему у курса нет продолжения? Что нам делать после?
Курс 25 сам по себе. Это не первая ступень в программе из десяти курсов. Это курс-конструктор: собрал, получил знания, дальше сам решаешь, в каком направлении двигаться. Знание базовой грамматики уже есть, можно самостоятельно наращивать словарный запас. Если график позволяет, можно брать частные уроки, записаться в языковую школу.

Почему на курсе не учат читать?
На курсе так мало слов, что вы к последнему уроку по-любому запомните, как они читаются. И — даже если вы не учили английский раньше, вы умеете немного читать. Английский везде, вы знаете, как читается и like, и love, и fuck.

Почему занимаемся без учебника?
Потому что я его ещё не написала.

ищу партнера

Ищу партнера.
Не сексуального, а для работы.
У всех есть бизнес-партнёры, а у меня нет.
Это может быть преподаватель английского, преподаватель другого языка или даже высшей математики. Или не преподаватель, но человек креативный, деятельный, доводящий дело до конца.
Замутим вместе образовательный проект или какой-нибудь мастер-класс с английским, или игру.
Конкретного бизнес-плана у меня нет, есть сырые идеи. Будем думать вместе.

еще один сертификат

Тем временем у меня появился ещё один международный сертификат — преподавателя английского для детей.
Прошла программу и сдала все тесты за месяц.

На очереди бизнес-английский.
Уже оплатила. Рассчитано на полгода, но, думаю, за месяц-другой управлюсь. У русскоязычных преподавателей английского очень большой провал в организации уроков делового и юридического английского. В институтах до сих пор совковым методикам обучают, тут дай бог с простыми уроками разобраться. Мне тоже сложно бизнес и юридический английский в учебную программу преобразовать.

преподаватель-натив

Меня часто спрашивают, стоит ли при нулевом уровне анлийского брать преподавателя-натива.

Пример с китайским, потому что 98 процентов из вас его не знает.

Представьте, что вы переезжаете в Китай. Или у вас в Китае длительная командировка. Или вам предстоит работать с китайцами без переводчика. Вам приходит в голову смелая идея — а почему бы не поучить китайский? Глубоко и серьёзно не потяну, а вот основы, чтобы объясниться с соседом, — это да, это можно попробовать.

Допустим, вы выбираете из двух вариантов.
1) Преподаватель, владеющий русским.
2)Преподаватель, не владеющий ни русским, ни каким-либо другим европейским языком. Объяснять все будет сразу на китайском, на пальцах и на картинках.

Не сомневаюсь, что почти все выберут первый вариант.

При изучении иностранного языка у взрослого и ребёнка включаются разные механизмы. У ребёнка это несколько схоже с приобретением родного языка. Он не анализирует, почему так, а не эдак. У него разгон во времени — впереди годы учёбы. Можно начинать с малого, слушать, привыкать, постепенно вливаться в язык.
Взрослым же почти всегда надо понимать структуру. Мозг привык анализировать и требует объяснений. Чем быстрее мозг эти объяснения получит, тем быстрее вы втянетесь в процесс. А доступнее объяснит, конечно же, преподаватель, владеющий русским.

Вывод: от преподавателя-носителя больше пользы не в самом начале пути, а на этапе обрастания жирком — когда теория уже в голове, и надо разговориться.

курс 25 с 23 октября

C онлайн-курсом английского определилась. С онлайн проще определиться, чем с оффлайн.

Будет четыре полуторачасовых вебинара по понедельникам. 23 октября, 30 октября, 6 ноября, 13 ноября. 19.30 по Москве.

Это Курс 25 — для совсем-совсем начинающих. Единственное условие — вы должны уметь читать простые слова. Возраст — взрослые и дети 11+

Курс 25 — курс-конструктор. Будем учить базовую грамматику и строить простые предложения с помощью ограниченного набора лексики: 25 глаголов, 25 прилагательных и 25 существительных. Другие части речи тоже есть, их мало, они легко запоминаются.

Вы поймете, что такое am, are, is. Научитесь строить предложения в 4 грамматических временах (Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous) и с модальными глаголами can и must.

Участие в вебинарах и доступ к видеозаписям уроков — 2500 рублей.

Участие в вебинарах, доступ к видеозаписям, домашнее задание после курса и разбор его со мной в скайпе или очно — 5000 рублей.

 

Чтобы оставить заявку, зайдите на сайте в раздел Контакты и заполните форму.

 

что такое курс 25

Курс 25 — авторский (мой) шестичасовой курс английского языка для начинающих.

Почему у курса такое название?

Курс называется 25, потому что он построен с использованием 25 существительных, 25 прилагательных и 25 глаголов.

Других слов вообще нет?

Другие слова есть (наречия, местоимения, устойчивые выражения). Их мало, они легко запоминаются.

Почему слов мало?

Я считаю, что на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо разобраться в грамматической базе и понять, что все просто. Это делается при небольшом вокабулярном составе. Когда лексики много, часть забывается, часть применяется не по назначению. Студенту сложно сосредоточиться.

Курс предназначен для начинающих?

Курс и для тех, кто только начинает, и для тех, кто много раз пытался учить английский, сталкивался с трудностями на начальном уровне и бросал. Для тех, кто хочет начать, но боится, что занятия будут отбирать много времени и сил. Единственное условие — вы должны уметь читать простые английские слова.

Для какого возраста курс?

Для взрослых и детей старше 11 лет.

Курс длинный?

Это экспресс-курс. Всего шесть часов.

Чему мы научимся?

Вы научитесь строить простые предложения в 4 грамматических временах — прошедшем, будущем и двух настоящих. Научитесь говорить, что вы умеете и должны делать. Сможете поддержать диалог и рассказать о себе. Будете представлять, что есть начальная грамматика английского языка. Я расскажу, как заниматься дальше самостоятельно или с помощью преподавателя.

Где курс проходит?

Чаще онлайн на вебинар-платформе. Иногда онлайн в скайпе. Иногда оффлайн. Вы можете записаться на предлагаемые даты, либо заказать индивидуальный или групповой курс в другое время.

Что такое вебинар? Это как скайп?

Похоже на скайп. Только скайп больше для приватных бесед и индивидуальных занятий, а вебинар — это что-то вроде лекционного зала. На вебинаре может присутствовать несколько или много человек, которые слушают лекцию, смотрят презентацию, задают вопросы в чате и по очереди выступают.

 

 

outstanding

Наконец-то мою писанину оценили по заслугам.
Все лето я училась, чтобы получить TEFL — международный сертификат для преподавателей английского. Сдала кучу тестов. Отправила на проверку письменное задание. В задании были Lesson Plan и эссе (которое идёт как Written Assignment). Три недели ждала, когда проверят. Отчаялась ждать уже. Наконец прислали ответ — Written Assignment с оценкой Outstanding (выдающееся, незаурядное). Это выше Excellent.
В общем, погоржусь собой недельку-другую.

oil

В первые постсоветские годы у нас в школе появился американский учитель английского.

Учитель был маленький, черноволосый, в очках. Звали его мистер Коннор. Он женился на русской и переехал из Америки к ней в Москву.

Мистер Коннор оплатил ремонт школы. На уроках разрешал заниматься всякой ерундой. А однажды холодным зимним днём повёл наш класс к ларьку с мороженым и купил каждому по эскимо. Короче, мистера Коннора мы очень любили.

В то время и детям, и учителям полагалась гуманитарная помощь из развитых стран. Нам давали пакеты с белым порошком (молоко), учителям — консервированную ветчину и растительное масло.

В день растительного масла мы с Танькой дежурили. Это было такое блатное дежурство, когда официально прогуливаешь все уроки и ходишь по пустым школьным коридорам. Растительное масло раздавали в учительской. Не разливали в принесенную ёмкость, а именно раздавали. Кажется, это были даже не стеклянные, а пластиковые бутылки. Учительницы заходили в учительскую, расписывались напротив своей фамилии и получали бутылку. Учительницам было не до уроков — они мечтали, как вернутся домой и нажарят на американском масле сиреневой картошки.

И вот — все свои бутылки получили, но осталась ещё одна. Это была бутылка мистера Коннора, и он за ней не спешил.

Во время третьего урока мы с Танькой в десятый раз обходили школу и наткнулись на двух учительниц английского языка, пытающихся рассказать мистеру Коннора о гуманитарной помощи.
-Коннор, масло,- говорили они по-русски и при этом лихорадочно быстро листали маленькие словарики.- Масло бесплатно. В бутылке. Ваше масло, Коннор.
-Зачем масло? — не понимал Коннор.
-Рашн пипл дринк масло,- вмешалась Танька.
Учительницы захихикали.
Мистер Коннор покачал головой и ушёл в класс.

Через полгода он уволился, и английский у нас вели эти тетеньки — сит даун чилдрен, ху из эбсент тудей?

консультации для преподавателей

В начале учебного года напоминаю о консультациях для преподавателей (не только английского) и для тех, кто давно хочет организовать учебный процесс, но не знает, как. Родители, самостоятельно занимающиеся с детьми и рассматривающие хоумскулинг, — вам тоже сюда.

Я преподаю более 16 лет. Помню время, когда объявление об уроках давалось в газете «Из рук в руки». У меня огромный опыт, я объясню и расскажу, как учебный процесс происходит оффлайн и онлайн, как планировать индивидуальные и групповые занятия, устраивать вебинары, арендовать помещение под семинары и тренинги, привлекать платежеспособную аудиторию. Помогу составить учебную программу на первое время.

Консультирую преподавателей относительно недавно, так что пока недорого.
Пишите на chijana@gmail.com или на +79165636773

На сайте можно зайти в раздел Контакты и оставить мне сообщение.

 

групповые занятия

Насчёт групповых занятий.
Групповые занятия (это будут мои авторские экспресс-курсы) планирую с середины октября.

Начну с очного «6 времён» (две двухчасовые встречи в пределах Садового и недалеко от метро) и вебинара «Курс 25» (четыре урока по 1,5 часа). Очный — для Elementary и Pre-Intermediate. Вебинар — для самых начинающих.

Со временем пока точно не определилась. Скорее всего, вебинар будет в будни, живые уроки — в выходные. Ценник более, чем разумный.
Подробнее про курсы читайте ниже. Неспешные заявки можно через форму на сайте (см. контакты) или на  +79165636773

Курс 25 для тех, кто в самом начале пути. Единственное условие — вы умеете читать простые слова. Это курс-конструктор. Учим базовую грамматику и строим простые предложения с помощью ограниченного набора лексики: здесь 25 глаголов, 25 прилагательных и 25 существительных. Другие части речи тоже есть, их мало, они легко запоминаются.
Длительность: 6 часов
Программа: лексика, глагол to be, 4 грамматических времени (Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, 2 модальных глагола (can, must)


6 основных времен — курс для начинающих и застрявших на Elementary и Pre-Intermediate. Разбираем грамматические времена, необходимые для построения диалога и понимания английской речи.
Длительность: 4 часа
Программа: Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous, Present Perfect; опционно (если материал легко усваивается) добавляю в программу to be going to, used to и модальные глаголы.

feel

Русскоязычные путают все с глаголом feel.
По-русски мы говорим «Я чувствую себя великолепно».
Русские переводят на английский дословно — «I feel myself great».
myself здесь не нужен
Правильно «I feel great» или «I’m feeling great».
А некоторые хотят блеснуть знаниями и говорят «I feel greatly».
greatly — наречие, но после feel употребляют не наречие, а прилагательное.
Так что I feel great, никакого greatly.

метод

Выловила меня соседка Вера. Говорит:
— Мне твой совет нужен. Насчёт английского. Таня не смогла общаться с американцем.
Таня — Верина дочка. Ей четырнадцать, и она на домашнем обучении. Вера не доверяет государственным школам и другим учителям. Сама проходит с девочкой все предметы.
У Веры остановился знакомый из Америки. Оказалось, Таня в беседе с ним пару слов связать не может.
— Не пойму, что не так. Я ведь ей языковой барьер шесть лет снимаю, — говорит Вера. — Этот метод для подготовки шпионов-резидентов использует. Мне рассказал человек, которому можно доверять. Надо каждый день садиться перед зеркалом, смотреть на свой рот и в течение получаса произносить английские слова.
Я думаю, метод ей не рассказали. Метод вырос в вериной голове из воспоминания — в советское время изучающим английский рекомендовали садиться перед зеркалом и отрабатывать звуки.

1 сентября

Раньше год для меня начинался первого сентября.
Июль и август я обычно отдыхала, путешествовала. Первого сентября начинала составлять рабочее расписание.
Этим летом никуда не поехала. Без Гоши было нельзя, потому что грудной. Тащить его с собой пока что не решилась. В общем, все лето проработала, и год сегодня не начинается, а продолжается.

пишите отзывы

У меня здесь есть отзывы, но хочется еще.

Оказывается, многим сложно написать отзыв. Это ведь как маленькое эссе. Надо сесть, сосредоточиться, накреативить на заданную тему.

Так что я не настаиваю, но все же просьба ко взрослым ученикам и родителям маленьких учеников. Пишите, пожалуйста, отзывы. Можно присылать в личку, можно на chijana@gmail.com Можно написать у себя отдельным постом (в этом случае протегьте меня или пришлите ссылочку). Я ваши отзывы буду скриншотить и выкладывать на сайт. Отрицательные конструктивные тоже буду выкладывать. Удалять буду только мерзкий троллинг.

Заранее спасибо.

подростки любят влоггеров

Во время урока с подростком надо обязательно обсудить ютюберов (или как там они называются — влоггеры, ютюб-блоггеры).

Раньше компьютерные игры лидировали. А вот теперь — каналы в ютюбе.

У меня, кстати, есть любимый влоггер. Касё Гасанов, москвич (этнический азербайджанец, родился в Тбилиси), сейчас живет в Китае и много путешествует по Азии. Очень интересные видео у него.

наказание через вы

Катерина, доброго времени суток.

Я Вам вот что скажу.

Это неправильно брать деньги с коллег.

Коллеги должны великодушно помогать друг другу. ВЕЛИКОДУШНО.

А у Вас нет души. Я пишу Вы большой буквы, но я Вас почти перестал уважать.

В следующем письме будет просто «вы».

У Вас еще есть возможность обелиться.

Человек хочет, чтобы я поделилась опытом и знаниями, полученными благодаря многолетнему труду, но считает, что это должно быть бесплатно. На последнее письмо решила ему не отвечать, а то будет вы вместо Вы — я ж не переживу))

Тем не менее.
Три консультации уже проведено. Отзывов пока нет, потому что организовать преподавательский процесс быстро не получается. Консультации мало, нужно и большое желание, и упорство, и креативность, и время.

Речь идет о консультациях для преподавателей (не только английский!) и будущих преподавателей, для тех, кто хочет организовать учебный процесс и не знает, как.

Я этот процесс организовываю больше шестнадцати лет. Помню время, когда объявление об уроках давалось в газете «Из рук в руки». У меня огромный опыт, я действительно могу помочь, объяснить и рассказать, как все происходит в оффлайне и онлайне, как планировать индивидуальные и групповые занятия, устраивать вебинары, арендовать помещение под семинары и тренинги, привлекать платёжеспособную аудиторию.

Консультации платные, в устной либо письменной форме. После консультации можно в течение трех месяцев уточнять детали и задавать новые вопросы.

 

лучший учебник по грамматике

murphy2

Сто раз писала и еще раз напишу.

Мёрфи — лучший учебник грамматики английского языка. Лучший. Лучший. Номер один в мире.

Мёрфи — потому что автор Raymond Murphy.

Синего цвета предназначен для Intermediate (на самом деле и Pre-Intermediate подойдёт, и продвинутым тоже). Для начального уровня — версия лайт в красном цвете.

Хотите прокачать грамматику, скачайте Мерфи, легко найдёте в pdf и бесплатно.

школьная домашка

Бывает, ребенок запустил английский, не тянет школьную программу.

Начинаем с ним заниматься. Поначалу — самое простое, основы.

Ребенок втягивается, строит простые фразы. Даже, вроде как, нравится ему.

И тут родители: разберите с ним школьное домашнее задание.

Как правило, бесполезно объяснять, что это пустая трата времени. Что я все равно за него все сделаю, а он перепишет, но не поймет. Что, в таком случае, мне лучше сделать это не во время урока.

Время будет потрачено впустую — ребенок забудет то, что проходили на предыдущем уроке, и нового ничего не узнает.

Это как начать проходить физику с гуманитарной тетей, объяснить ей, что такое броуновское движение, а потом быстренько разобрать, как ядерные бомбы делаются.

эйчары

За один день имела три (!) телефонных беседы с девушками из HR-отдела небольшой компании.

Два раза позвонила просто эйчар и один раз главная эйчар.

Компании нужен преподаватель английского для сотрудницы. Хотят совсем раннее время (с 7 до 8.30 утра) всего один раз в неделю.

Про предполагаемую ученицу ничего не рассказали — ни какой уровень у неё, ни в какие сроки надо уложиться. Зато отняли у меня кучу времени, задавая дурацкие вопросы. Дурацкие — потому что сам процесс обучения и методики их не интересовали. Интересовало, занимаюсь ли я спортом (у них-де корпоративная политика такая, что сотрудники должны вести здоровый образ жизни), курю ли я, качественно (качественно!!!) ли  провожу свободное время. Мой любимый дурацкий вопрос про главное достижение в жизни тоже имел место быть.

Об уроках не договорились, потому что главная эйчар предложила оплату по истечении каждых двух месяцев. Рассмотреть возможность оплаты по факту каждого занятия отказалась.

скудная фантазия

Написала ученику школьное сочинение по английскому.

Учительница проверила, поставила 3/5. Пять за грамотность, три за идею.

Приписала, что у автора скудная фантазия и тривиальный взгляд на вещи.

Сказать, что я прифигела, ничего не сказать.

английский для дошкольников

Ко мне часто обращаются родители дошкольников с вопросами, способен ли маленький ребенок освоить английский язык, пора ли записать чадо в языковой кружок или нанять репетитора.

Отвечаю.

Тут два варианта.

Первый.

Если родители могут организовать ребенку ежедневную языковую среду, то отказываться от английского глупо.

Языковая среда — это вид коммуникативного пространства, в котором реализуется общение. То есть родители либо сами говорят дома на изучаемом языке, либо отдают ребенка в детский сад с англоязычными воспитателями и воспитанниками, либо нанимают гувернантку, объясняющую все на английском, либо надолго увозят ребенка за границу, где он учится общаться на английском со сверстниками. В языковой среде английский будет учиться просто, в игровой форме, будто бы сам по себе. Ребенок быстро, без труда заговорит.

Второй.

Без языковой среды дошкольник часто не понимает, зачем другой язык нужен, и пару часов занятий в неделю воспринимает как насилие. Пришла какая-то тетка, заставила повторять слова, которые он нигде не может применить — зачем это вообще надо? По моим наблюдениям, редкие уроки английского с маленькими детьми малоэффективны и вызывают отторжение, нежелание учить язык в дальнейшем. Ничего страшного, если пятилетка не узнает, как по-английски собака и кошка. В восемь лет он за три месяца выучит столько же, сколько в него пытались впихнуть за три года дошкольных занятий.

холивар

И на старуху бывает проруха.

До меня очень долго не доходило, что холивар произошло от holy war. В переводе с английского священная война.

Для тех, кто вдруг не в курсе: холивар в современном русском — сленговое обозначение горячих споров среди приверженцев соперничающих идеологий.

мотивация

Один из часто задаваемых мне вопросов — какими способностями надо обладать, чтобы выучить иностранный язык.

Ответ лежит в другой плоскости. Способности, конечно, хорошо. Склонность к гуманитарным наукам, умение быстро понять структуру языка, построить красиво фразу — это, безусловно, облегчит студенческие тяготы. Но — никакие способности не помогут, если нет мотивации. Лучший ученик — мотивированный ученик. За шестнадцать лет преподавания я четко знаю: мотивация догонит и перегонит любые способности.

У детей мотивация чаще обусловлена внешними факторами, нежели внутренними. Ребёнок учит ради пятерки, чтобы мама похвалила, купила новую игрушку и разрешила поиграть на айпаде. Сложнее всего создать условия для внутренней мотивации. Нужно терпение, чтобы подобрать ключик и завести спящий механизм. Заранее неизвестно, что сработает и заинтересует. Можно годами создавать ребёнку «языковую среду», отправлять летом в английский лагерь, а он там будет чувствовать себя одиноко и мечтать о возвращении домой. А потом вдруг, внезапно, попадётся ему на английском статья о японских роботах, и он ее самостоятельно переведёт, и начнёт гуглить дальше, и зарегистрируется на форуме, где обсуждают роботов на английском, и поймёт вдруг, зачем были нужны вся эта лексика, эти неправильные глаголы, и грамматические правила.

Со взрослыми в плане мотивации проще. Тут внешние факторы переплетены с внутренними. Улучшил знание языка — повысили по работе — отправили в командировку — поболтал с иностранцами в баре -сходил на свидание с американкой — пригласили в международный проект — заплатили больше денег — купил квартиру — много путешествовал.

Если подруги затащили рублевскую тетку в английскую группу для саморазвития, но ей интересны только новые платья и пластика губ, она придёт от силы на три занятия. Нет мотивации — ничего не получится, какие условия ты ей не создавай.

И насчёт этих самых условий, создаваемых учителем. Основных два:

1) Не пугать. До сих пор помню советских учительниц, наводящих кошмар двойками, криками и оскорблениями. Они отбивали внутреннюю мотивацию на корню. Мотивация была как у лагерных заключённых — не сделаешь домашнее задание, не получишь пайку (тройку, четверку, пятерку).

2) Ставить доступные цели. Представьте, вы в первый раз приходите в спортзал, а тренер говорит, что в конце этого года чемпионат России по бодибилдингу, и он обязан вас к нему подготовить. Человек в здравом уме от такого тренера сбежит. То же самое и с английским. Вначале учимся строить простые фразы. Самые простые, чтобы была возможность элементарно объясниться в магазине или в аэропорту. Это кайф, когда ученик впервые сам строит и произносит предложение.

 

современные технологии

Урок по скайпу. Ученик опоздал на две минуты.

В середине урока говорит:

-Ой, мне, кажется, в дверь звонят.

-Пойдешь открывать?

-Да как-то неловко…

-В смысле?

-Встать не могу.

-Почему?

-Я голый. Душ принимал и не успел одеться.

-Ничего страшного, я отвернусь. Или отключусь.

-Спасибо.

P.S. Если чо, пост о плюсах современных технологий.

hectic world

В английском языке есть слово hectic. На русский язык переводится как беспокойный, лихорадочный, возбужденный.

Мне кажется, это слово очень подходит для моего мира. Я живу в hectic мире. У меня hectic жизнь.

У кого-то мир спокойный. Я очень завидую таким людям. Честное слово, мечтаю о сладкой лени. Проснуться в двенадцать, долго потягиваться на хрустящих простынях. Пить кофе и смотреть на летящие за окном снежинки. Пять раз перечитать интересный пост. Двадцать минут болтать с подружкой по телефону. После сауны и бассейна в фитнесе зависнуть в баре со свежевыжатыми соками. Вечером — двухчасовая встреча в учителем французского, открыть бумажный учебник, понюхать пахнущие типографской краской страницы, вывести в новой тетради красивые чернильные буквы.

Но — мне всегда не хватает времени. Я всегда спешу. У меня запланирована куча дел, и необходимо хотя бы половину из них успеть. Я и делаю половину. Например, прибегаю в зал и вместо положенного часа занимаюсь полчаса. Но — занимаюсь. Не забиваю и не бросаю.

Экспресс-курсы английского — они для таких, как я. Для людей из hectic мира, которым хочется учиться, но нет возможности ходить на занятия и делать домашку в течении года. Выделить всего шесть, восемь, максимум десять часов на определенный блок знаний — это реально, это то, что многие могут себе позволить. Составляя экспресс-курс, я будто в конструктор играю — из слов, правил и образов нужно построить структуру, подходящую для восприятия человеком, которому вечно некогда.

ужасный кузовлев

Я не утверждаю, что во всех школах ужасные учебники, но если ваш ребенок занимается по Кузовлеву, ему очень-очень не повезло. Кузовлев и сотоварищи не единственная плохая команда авторов, но от этих меня особенно трясет. Сколько часов я провела, пытаясь догнать, что Кузовлев хочет от пятиклассника, как правильно объяснить ребенку смысл задания, как это задание вместе с ним сделать и успокоить, что это не ты, маленький, ничего не понимаешь, это взрослые дяди и тети не любят свое дело, никогда не общались с детьми, не знают детской психологии, им все равно — заговоришь ты на английском или нет.

Чувствую неприязнь к людям, которые создают продукт для детей, но этот продукт вызывает отвращение. Вспоминаю свои школьные годы — школа была олицетворением скуки, страдания, тяжести.

языковой барьер

Один из основных вопросов при изучении английского языка — как преодолеть языковой барьер.

Тут почти всегда советует не стесняться и больше говорить.

У меня есть секретик.

Надо говорить короткими фразами. Строить короткие предложения — три-четыре слова. Тогда дело пойдет.

А то нагромоздят одну грамматическую конструкцию на другую, все перепутают, испугаются и замолчат еще на год. Нечего из себя умного строить. На русском сложносочиненные предложения лепите, на английском не надо.

dozen

Вы тоже не знаете, что дюжина — это двенадцать единиц?

У меня многие ученики правильно переводят с английского слово dozen, но думают, что дюжина — это десять.

dozen of eggs переводили в школах как десяток яиц?

полезность

Была на дне рождения. Там одна гостья, Лена, очень быстро напилась и весь вечер, повизгивая, рассказывала, что ее пятилетний сын ходит в детский сад, и сад этот считался хорошим, но теперь его таковым не назовешь, потому что в группе два раза в неделю бывает мальчик с синдромом Дауна.

-Вот зачем, зачем это устраивают?- повторяла Лена.- Зачем здоровых детей мешают с такими?

С пьяной Леной спорить не хотели. Пытались отвлечь, направить разговор в другое русло. Кто-то все же заметил, что, во-первых, ни один здоровый ребенок не застрахован от болезни, во-вторых, инклюзивное образование развивает в детях терпимость и понимание, что мир многообразен, учит добру и взаимоподдержке.

-Какая взаимоподдержка?- не унималась Лена. — Мой сын поддержит дауна, но ничего не получит взамен. Дауны бесполезны.

Я вообще не считаю, что в этом мире обязательно нужно быть полезным. Полезного слишком много, и оно не всегда приятно. Овсяная каша полезна, но я ее не люблю. Гамбургер из Макдоналдса даже не бесполезен, а вреден, однако приносит мне удовольствие. Водка тоже — не сказать, чтобы полезна… Профессор математики может написать двадцать учебников и считаться достойным членом общества, но быть таким надменным и противным в личном общении, что никто не захочет выпить с ним по чашечке кофе.

Но все же я задумалась — вот у меня есть ученик Вася, у него синдром Дауна. Я Васе полезна, потому что учу его английскому языку. А мне Вася — полезен?

Честно: мне Вася полезнее сотни обыкновенных учеников. Когда долго преподаешь, привыкаешь к такому усредненному восприятию материала учениками. Кто-то учится чуть хуже, кто-то чуть лучше, в среднем — примерно одинаково. Преподаватель настраивается на эту волну, плывет по течению, и терпит крушение, когда вдруг встречается ученик с нестандартным мышлением, нестандартным опытом, нестандартными способностями. Это может быть, например, ученик-гений, ученик-аутист, ученик с синдромом Дауна, восьмидесятилетний ученик. У нестандартного ученика все по-другому. Учитель сам заново учится, чтобы понять его, объяснить ему, наладить с ним контакт. Старые, привычные методы не действуют. Нужно отказаться от старого, перемешать карты, переложить их по-новому. Это очень важный опыт — он позволяет освободиться от зашоренного восприятия действительности, не дает преподавателю расслабиться, держит в тонусе. С таким опытом даже по течению плывешь ловчее.

 

гендерная дискриминация

Была у меня ученица-пятиклассница. Ее школьная учительница английского придумала странную систему оценки знаний.

Чтобы получить пять, надо было набрать определенное количество баллов. Правильно прочитал текст — столько-то баллов. Правильно перевел, выучил диалог наизусть — еще баллы.

Так вот. Самое интересное. Мальчикам для пятерки требовалось двадцать баллов, а девочки тридцать.

Мальчиков учительница дискриминировала тем, что они, по ее мнению, тупее и менее способны к изучению иностранных языков. Девочек дискриминировала тем, что им приходится трудиться, стараться, нервничать больше мальчиков. В данном случае мальчикам нравилось быть дискриминируемой группой. Страдали девочки.

каблуки

Занималась английским с группой — четыре человека, офис. Мужчины.

В этом офисе все мужчины. Единственная женщина — пятидесятилетняя начальница.

Мне кажется, она специально подбирала себе в сотрудники только мужчин. Придумала дресс-код: обязательно костюм черного, коричневого или темно-серого цвета, обязательно однотонный галстук.

Сама же начальница наряжалась на работу, как на бал. Платья шелковые, летящие. Жемчужное ожерелье в три нити. Золото, золото. Завитые локоны ниже плеч. И всегда — десятисантиметровые каблуки.

Начальница приезжала в офис раньше всех. Раньше своего секретаря. И уходила позже всех, сама запирала офис. В течение дня цокала туда-сюда на каблуках, наблюдала за сотрудниками.

Когда мы занимались, начальница заглядывала в комнату раз пять в течение часа. Смотрела на меня с неодобрением, вздыхала.

Однажды подошла ко мне после урока, сказала:

-Мы здесь ходим на каблуках.

-В смысле, вы?

-В том числе и я. Когда появляются другие женщины, они тоже на каблуках.

-И?

-Я вас прошу надевать каблуки тоже. Без каблуков перед мужчинами неудобно.

-Мне удобно. И вообще — нет у меня каблуков.

-Ой, ну сказочница. Еще скажите, что телевизора у вас нет.

-И телевизора нет.

На следующий начальница со мной не поздоровалась и в комнату не заглядывала. Ученики сообщили, что она на меня обиделась. Вот прямо так и сказала:

-Я на нее обиделась, потому что она врушка.

 

аура

Позвонила женщина. Хочет английский учить. Вначале задала стандартные вопросы — про учебники, методики. Потом спрашивает:

-Какого цвета у вас аура?

-Простите, что? — Я подумала, что ослышалась.

-Какого цвета у вас аура? Хорошего? А то знаете, у некоторых такие тревожные цвета. Не хочу, чтобы на меня сливали негатив.

-Я не знаю, какого цвета у меня аура.

-Ну вы что? Ни разу не обращали внимание? У вас зеркало рядом? Посмотрите на себя внимательно.

-Смотрю.

-Какой цвет?

-Золотой.

-Вы издеваетесь?

-Я издеваюсь?

-Вы издеваетесь! Золотой только у святых бывает! А у вас, я полагаю, мрачно-синий. Всего хорошего, не нужен мне такой педагог.

abundance

Есть английское слово, значение которого я не могу запомнить с 15 лет.

Пыталась по-всякому. Однажды нацарапала ключом на стене возле лифта на своём этаже — слово и перевод. Каждое утро читала, заходила в лифт и забывала.

abundance

Перед тем, как писать пост, погуглила значение. Написала первое предложение и забыла. Вот сейчас опять погуглила.

изобилие

Чудные игры памяти.

nature or nurture

Можно бесконечно спорить на тему Nature or Nurture (природа или воспитание).

Если глобально — я за второе.

Но.

За шестнадцать лет преподавания я встречала и встречаю хороших, воспитанных, умных, образованных, живых, интересующихся детей. А гениальных, детей-вундеркиндов, было всего трое. С родителями двоих из них я поддерживаю связь в социальных сетях. Не спрашивала разрешение рассказывать подробно, поэтому скажу только, что родители работающие, бабушки-дедушки помогают мало, над детьми никто не стоял с учебниками, не заставлял читать, не делал с ними домашнее задание. Совершенно удивительно, откуда у школьников такие глубокие знания и умение ими вовремя воспользоваться, откуда эта взрослость суждения, как они существуют среди сверстников, а не в научной лаборатории или в правлении банка.

Про одну девочку расскажу. Наверное, можно. Много лет прошло. К сожалению, не знаю, как сложилась ее судьба.

Убогая съемная квартира. Комната и кухня. Кавказская семья. Мама торгует на рынке. Папа не пойми чем занимается. Куда-то ходит, возвращается иногда днем, иногда ночью. Если днем, ложится в костюме и остроносых ботинках на кровать, говорит дочери, чтобы принесла обед. Смотрит телевизор, пачкает супом кровать. Потом выпивает граненый стакан вина. Валится спать, храпит. Мы с девочкой под его храп занимаемся. Урок заканчивается, папа просыпается, отряхивает от хлебных крошек костюм, выходит за мной в подъезд и предлагает провести ночь в гостинице. Я отказываюсь, он не настаивает и пропадает до следующего раза. Девочка идет в сад за братьями. Дома играет с ними. Приходит с рынка мать, кричит на детей, спрашивает, где отец, уходит его искать. Девочка готовит ужин, кормит братьев, купает их перед сном. Читает сказки. Мальчики засыпают.

Однажды она мне позвонила в полночь. Плакала, что страшно — мать напилась, взяла кухонный нож и пошла искать отца, чтобы зарезать. Девочка очень просила приехать и не вызывать милицию.

Я приехала — она на полу кухонном сидит, а вокруг картонные коробки из-под фруктов. В коробках книжки. Очень ей книжную полку хотелось — папа каждый день обещал купить и прибить.

Так вот — я не понимаю, как в такой обстановке можно было читать и учиться. Как, когда, почему. Казалось, этот двенадцатилетний ребенок знал все. Ее приглашали на олимпиады для одиннадцатиклассников. Ее стихи печатали во взрослых журналах. Она знала курс йены к британскому фунту на прошлой неделе. Она помнила, в каком году Бунин написал этот рассказ. Она знала английский (не учила, а знала, мы с ней просто разговаривали на языке). Учила французский, испанский и китайский. Хотела стать врачом.

Это было более десяти лет назад. Компьютер у девочки был — большой и шумный. Большую часть информации она могла получать из интернета. Но получить и сохранить информацию в голове — не одно и то же.

Они как-то внезапно собрались и уехали из Москвы домой. Папа вляпался в нехорошую историю, надо было бежать.

Тут  nature оказалось сильнее nurture.