полезность

Была на дне рождения. Там одна гостья, Лена, очень быстро напилась и весь вечер, повизгивая, рассказывала, что ее пятилетний сын ходит в детский сад, и сад этот считался хорошим, но теперь его таковым не назовешь, потому что в группе два раза в неделю бывает мальчик с синдромом Дауна.

-Вот зачем, зачем это устраивают?- повторяла Лена.- Зачем здоровых детей мешают с такими?

С пьяной Леной спорить не хотели. Пытались отвлечь, направить разговор в другое русло. Кто-то все же заметил, что, во-первых, ни один здоровый ребенок не застрахован от болезни, во-вторых, инклюзивное образование развивает в детях терпимость и понимание, что мир многообразен, учит добру и взаимоподдержке.

-Какая взаимоподдержка?- не унималась Лена. — Мой сын поддержит дауна, но ничего не получит взамен. Дауны бесполезны.

Я вообще не считаю, что в этом мире обязательно нужно быть полезным. Полезного слишком много, и оно не всегда приятно. Овсяная каша полезна, но я ее не люблю. Гамбургер из Макдоналдса даже не бесполезен, а вреден, однако приносит мне удовольствие. Водка тоже — не сказать, чтобы полезна… Профессор математики может написать двадцать учебников и считаться достойным членом общества, но быть таким надменным и противным в личном общении, что никто не захочет выпить с ним по чашечке кофе.

Но все же я задумалась — вот у меня есть ученик Вася, у него синдром Дауна. Я Васе полезна, потому что учу его английскому языку. А мне Вася — полезен?

Честно: мне Вася полезнее сотни обыкновенных учеников. Когда долго преподаешь, привыкаешь к такому усредненному восприятию материала учениками. Кто-то учится чуть хуже, кто-то чуть лучше, в среднем — примерно одинаково. Преподаватель настраивается на эту волну, плывет по течению, и терпит крушение, когда вдруг встречается ученик с нестандартным мышлением, нестандартным опытом, нестандартными способностями. Это может быть, например, ученик-гений, ученик-аутист, ученик с синдромом Дауна, восьмидесятилетний ученик. У нестандартного ученика все по-другому. Учитель сам заново учится, чтобы понять его, объяснить ему, наладить с ним контакт. Старые, привычные методы не действуют. Нужно отказаться от старого, перемешать карты, переложить их по-новому. Это очень важный опыт — он позволяет освободиться от зашоренного восприятия действительности, не дает преподавателю расслабиться, держит в тонусе. С таким опытом даже по течению плывешь ловчее.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s